Минпромторг назвал условия для введения маркировки на новые товары


Минпромторг России разработал рекомендации по определению новых категорий товаров, для которых правительство может ввести обязательную маркировку. Об этом сообщает РБК со ссылкой на соответствующий документ, который подписал глава ведомства Денис Мантуров в четверг, 1 апреля.
Основываясь на рекомендациях, Минпромторг может готовить для кабмина предложения по расширению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке. Правительство же может поручить ведомству оценку целесообразности введения маркировки в течение 90 дней.
Решение о введении маркировки могут принять при одновременном соблюдении двух условий. Первое — рост цен на продукцию после внедрения маркировки не должен превышать предельно допустимого значения в течение шести лет. Второе — баланс доходов и затрат, связанных с расширением маркировки, для всех участников рынка должен быть положительным.
Согласно документу, увеличение стоимости товаров, на которые будут наносить эту маркировку, в течение шести лет должно быть ниже роста реальных доходов населения. Баланс доходов и затрат бизнеса складывается из доходов от повышения продаж за счет замещения незаконной продукции легальной, а как следствие, увеличение продаж и прибыли.
Представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) отметил, что среди основных затрат производителей — стоимость кода маркировки (единая для всех товаров, стоит 50 коп.) и расходы на его нанесение.
Президент Союзнапитков Максим Новиков считает, что введение маркировки для упакованной воды может привести к повышению цен на нее до 6–7% и снижению чистой прибыли до 30 млрд рублей за 10 лет.
Агентство со ссылкой на Научно-исследовательский финансовый институт Минфина отмечает, что из-за введения обязательной маркировки молочные продукты подорожают в зависимости от категории на 0,4–1%.
Председатель Торгово-промышленной палаты (ТПП) по развитию потребительского рынка Александр Борисов заявил «Известиям», что предложенные Минпромторгом параметры — оценка роста стоимости продукции в течение шести лет после введения маркировки, а также положительный баланс затрат и выгод после ее появления — достаточно сложно рассчитать на практике. Дело в том, что конъюнктура рынка постоянно меняется, так же как предпочтения граждан и платежеспособный спрос. Хотя, по его словам, это «основополагающие моменты» для определения динамики стоимости товара.
«Поэтому мы считаем, что сделать вычисления по предложенной Минпромторгом схеме будет крайне трудно. При этом есть альтернативный путь: при принятии решения о введении маркировки следует ориентироваться на мнение участников рынка, которые обеспечивают не менее чем 50% потребностей на нем», — сказал эксперт.
Если же компании выскажут позитивное мнение, согласятся с тем, что обязательная маркировка им необходима, тогда все процессы по ее реализации пойдут быстрее. Регуляторам не придется заставлять компании, например, участвовать в добровольных экспериментах, как это происходит сейчас, заключил Борисов.
Сейчас система маркировки охватывает меховые изделия, обувь, табачную продукцию, парфюмерию, фототовары, шины и покрышки. В январе этого года введены обязательная маркировка для некоторых товаров легкой промышленности и добровольная маркировка молочной продукции, в планах — велосипеды и упакованная вода. Эти категории с помощью приложения «Честный знак» может проверить каждый покупатель. Оператором системы назначен ООО «Оператор-ЦРПТ».
18 марта в «Роскачестве» рассказали о специальной маркировке «зеленой» продукции. Отмечалось, что этикетка «зеленых» продуктов уже разработана, но еще официально не защищена.