Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Маккарти отказался учитывать позицию КНР в случае визита на Тайвань
Мир
Израиль нанес авиаудар по сектору Газа в ответ на запуск ракеты
Мир
КНДР пообещала дать жесткий ответ на любую провокацию со стороны США
Мир
В Италии нашли убитой 23-летнюю украинку
Общество
В России выросло число преступлений против детей
Экономика
Новые Samsung Galaxy S23 появятся в РФ к концу февраля
Мир
Глава Еврокомиссии призвала изменить подход ЕС к мигрантам
Экономика
Торговым сетям запретят штрафовать производителей за срыв заказов ритейла
Спорт
Артур Бетербиев вернулся в Россию после победы над Ярдом
Мир
Антонов заявил о нарушении США запретов к работе посольства в Москве
Общество
Появились подозреваемые в хищении 145 млн рублей при ремонте дороги в Сочи
Происшествия
Украинские боевики 10 раз ударили по Донецку в течение шести минут

Тело сделано

Философ Ольга Саввина — о выставке Body Worlds на ВДНХ и о том, что с ней не так
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выставка Body Worlds («Мир тела») на ВДНХ вызвала много споров, и это не удивительно. С одной стороны, подобные картины можно использовать в фильме ужасов. Мертвые тела, занятые чем-то, что делают живые люди, танцами или спортом, всегда ассоциировались в простонародье с нечистой силой и своим видом запросто могут напугать.

С другой стороны, клинический метод в медицине и изучение человеческого тела в целом сильно продвинулись, когда в Новое время исследователи начали вскрывать трупы. Знание того, как выглядят человеческие органы, умение проводить операции немыслимы без практики препарирования человеческого тела. Изучение трупов, извлеченных и обработанных человеческих органов включено в программы подготовки студентов в медицинских вузах.

На сегодняшний день существует немало музеев, где можно увидеть человеческие органы или конечности в специальных банках. Самым известным, пожалуй, является музей антропологии и этнографии «Кунсткамера» в Санкт-Петербурге. Но вот задумка его состояла с самого начала в образовании населения. Еще со времен Петра I экспонаты должны были иллюстрировать природу человеческого тела, редкие мутации, а также показать людям, что появление на свет сирен, сиамских близнецов и других «химер» — не результат совокупления женщины с нечистой силой, а аномалии развития плода. То есть выставление подобных экспонатов на общественное обозрение носило просветительский, образовательный и сугубо научный характер. Это не было развлечением наподобие театра или оперы. Конечно, был в истории и другой опыт, когда анатомические вскрытия (анатомический театр) проводились ради развлечения господ, чтобы аристократии было что обсудить в салонах. Но в ХХ веке подобная практика фактически сошла на нет. И это правильно.

Человеческие тела не должны быть чем-то вроде развлечения, аналогом похода в кино или способом семейного время препровождения. Экспонаты без кожи не должны играть в футбол или выполнять танцевальные па — это уже не задача научного просвещения общества, а забава. К тому же, предусматривающая детский билет.

Хорошо, когда дети, мечтающие стать врачами или исследователями в области медицинских и биологических наук посещают специализированные музеи и изучают строение человеческого тела. Но когда созерцание пляшущих людей без кожи становится формой досуга наравне с походом в кино или видеоиграми, это уже вызывает серьезные сомнения. Выставка презентуется не как научно-образовательная, а как искусство, шоу. Искусство всегда несет в себе воспитательную функцию, и даже элементы пропаганды. Оно показывает людям, что является красивым, что такое хорошо и что такое плохо, демонстрирует актуальные проблемы современности и социальную проблематику, часто затрагивает идею справедливости.

К сожалению, выставка «Мир тела» преподносится как искусство, и даже развлечение, вызывая этим самым общественное возмущение. Получается эффект «хайпа», столь желанный в современном шоу-бизнесе. Экспонаты превращаются в трупы, играющие на саксофоне, танцующие и занимающиеся спортом. Этим выставка привлекает зрителей, но она теряет свой научно-образовательный потенциал, который мог бы реализоваться, если бы она была подана обществу в другом ключе.

Без научно-образовательной компоненты выставка теряет и воспитательную функцию, а ее эстетическая составляющая вызывает ряд этических вопросов. Ввиду традиции определенного отношения к усопшим, которая формировалась веками, в мероприятии ярко выражена «новинка», «хайп», которые к нормам морали относятся индифферентно, равнодушно, и даже стремятся их нарушать. Цель «хайпа» — создать общественный резонанс и заработать на нем деньги.

Сейчас мы не можем оценить цену «хайпа» на массовом мероприятии для общества и подрастающего поколения, ее невозможно просчитать. Это так называемый «скользкий склон» — термин, описывающий внедрение невинных, на первый взгляд, практик, которые впоследствии могут привести к другим, пагубным для общества. Например, внедрение эвтаназии может привести к легализации эвтаназии для детей без ограничения по возрасту (как это случилось в Бельгии). Или общественной норме, когда неизлечимо больной человек чувствует обязанность уйти из жизни, чтобы не обременять своих родственников. Еще хуже — когда родственники начинают рассматривать больного исключительно как бремя и подталкивают его к эвтаназии.

В то же время спорное событие, как в случае с «Миром тела», может и не иметь серьезного влияния на общественное мнение и подрастающих детей. Проблема заключается в том, что заранее нельзя сделать более-менее реалистичный прогноз развития событий.

В рассматриваемом случае можно лишь заключить, что послание выставки-досуга, выставки-шоу явно сомнительно с этической точки зрения, а тела без кожи, с обнаженными половыми органами вряд ли можно назвать этически нейтральными.

Закрытие выставки, которого требуют некоторые общественные организации, сейчас вряд ли что-то изменит, а может даже обострит проблему и усилит общественный резонанс. На будущее нужно учесть, что допускать похожие развлекательные мероприятия явно не стоит.

Автор кандидат философских наук, доцент кафедры этики ФГСН РУДН, ответственный секретарь Координационного совета «Жизненные ценности РУДН»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Реклама
Прямой эфир