Новые ТЦ в России в этом году откроются пустыми почти на 50%
В России до конца этого года могут быть введены в общей сложности 1,23 млн кв. м торговых площадей, однако из новых объектов будут сданы 40–50%. Об этом говорится в прогнозе компании Knight Frank, который поступил в «Известия» во вторник, 23 марта.
При реализации всех проектов в анонсированные девелоперами сроки объем качественных торговых площадей в региональных центрах России к концу этого года может достичь 18 млн кв. м, таким образом, предложение на региональном рынке за год вырастет на 3,5%, или на 610 тыс. кв. м в абсолютном выражении. Так, в структуре заявленных объектов субъекты формируют 49,4% заявленных площадей, а год назад их доля составляла 38%.
В Москве ожидаемый прирост торговых площадей составляет 546,4 кв. м (за год +9%), а в Санкт-Петербурге — 77,6 тыс. кв. м, что почти на четверть ниже показателя 2020 года.
В компании связали высокий заявленный ввод торговой недвижимости в регионах с массовым переносом сроков сдачи объектов в минувшем году. Тогда на рынок из-за пандемии коронавируса и последовавших ограничений на работу торговых центров вывели лишь 30% от анонсированной недвижимости.
Александр Шибаев, директор департамента консалтинга и аналитики агентства элитной недвижимости Kalinka Group заявил «Известиям», что большой ввод торговых площадей в этом году в первую очередь обусловлен кризисным для торговой и гостиничной недвижимости 2021 годом.
«Эти сегменты пострадали больше всего. Таким образом, пострадали не только существующие торговые центры, но и новые стройки, которые были заморожены», — отметил он.
Аналитик добавил, что, таким образом, часть ввода, которая была запланирована на 2020-й, «логически переносится на 2021-й».
Шибаев подчеркнул, что часть помещений «могут переформатировать для другого вида использования», а также представить арендаторам «на более гибких условиях».
«Возможно, часть площадей можно будет предусмотреть для размещения гибких гибридных пространств», — заключил специалист.
Партнер Colliers Анна Никандрова заявила газете «Коммерсант», что ожидает увеличения ввода торговой недвижимости в регионах на 79,1% выше, чем годом ранее, до 688,6 тыс. кв. м.
Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов сообщил, что перенос в прошлом году ввода объектов отбросил собственников назад в переговорах с ритейлерами. Но у многих остались обязательства перед банками, и они должны начать эксплуатировать объекты для выполнения условий кредитных договоров.
Руководитель отдела торговых помещений CBRE Марина Малахатько рассказала, что в Москве стало нормой вводить в эксплуатацию объекты, в которых не заполнены 20–30% площадей. Возобновление активного развития ритейлеров, по ее словам, произойдет не раньше 2022–2023 годов.