Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вашингтон опять грозит Москве санкциями — и вновь против суверенного долга. Если при Трампе такие ограничения были из разряда маловероятных, то при новом президенте США, особенно учитывая его риторику в отношении РФ и лично Владимира Путина, они переходят в категорию реально ожидаемых.

Основу госдолга РФ составляют облигации федерального займа (ОФЗ). За последние 10 лет наблюдался умеренный рост совокупного объема обязательств с нарастанием его темпов с 2014 года. Это связано в том числе с ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, началом торможения российской экономики, постепенным исчерпанием собственных резервов и необходимостью финансирования дефицита федерального бюджета.

С 2018 года темпы роста госдолга дополнительно ускорились, что было вызвано необходимостью расширения финансирования национальных проектов за счет государственных займов, а не нефтегазовых доходов, которые нестабильны и зависят от мирового рынка нефти. Тем не менее по отношению к ВВП доля суверенных обязательств всё еще не превышает 20%. Это в целом абсолютно безопасная для нас планка.

Хотя в дальнейшем, по утверждениям Минфина, в общем объеме госдолга будут преобладать внутренние заимствования, по последним данным Банка России от 1 марта, почти четверть всех обязательств РФ находились у нерезидентов.

Инвесторами из США и Великобритании приобретены российские ОФЗ почти на 2 трлн рублей (по 1 трлн на каждую страну). Трем зарубежным фондам дополнительно принадлежат 1,6 трлн рублей российского госдолга. Однако две из трех организаций, владеющих этим пулом облигаций, — аффилированные с США структуры. Иными словами, на сегодняшний день американские инвесторы владеют большей частью нерезидентского объема российского госдолга. По нашим оценкам, это бумаги в общей сложности на сумму порядка 4,7 трлн рублей, или $64 млрд.

Что же на практике будет означать введение санкций против госдолга? Реакцию рынка определит формат ограничений: либо это будет запрет только на покупку новых выпусков ОФЗ, либо требование избавиться от старых. Есть еще более мягкий вариант: например, США ограничатся персональными запретами. Формат рестрикций неизвестен, как и то, будут ли они введены, поэтому пока рынок, с одной стороны, сравнительно спокоен, а с другой, его гложет чувство неопределенности.

По последним данным, объем ФНБ составляет более 13 трлн рублей. Конечно, из них близкой к абсолютной ликвидностью обладают лишь половина средств, но, тем не менее, кубышка есть кубышка. Объем же золотовалютных резервов (ЗВР) ЦБ на 5 марта 2021 года составлял $580 млрд.

Соотношение госдолга с ВВП, ФНБ и ЗВР явно демонстрирует, что Россия обладает достаточной финансовой устойчивостью к введению американских санкций по суверенным обязательствам в любом формате.

Впрочем, из-за реализации сценария по запрету на владение ОФЗ нерезидентами возможны колебания на валютном рынке. Однако распродажа облигаций иностранцами приведет к их скупке и перераспределению между российскими банками, компаниями и частными лицами, поскольку эти ценные бумаги, несмотря на санкции, останутся одними из самых надежных финансовых инструментов, выплаты по которым гарантированы государством. Более того, доходность ОФЗ превышает возможный заработок по банковским депозитам, а для начинающих инвесторов это наилучший выбор.

Кроме того, одновременного сброса ценных бумаг не будет. Поэтому самый жесткий вариант санкций грозит в худшем случае незначительным проседанием курса, ростом инфляции и перспективами дальнейшей девальвации нацвалюты. Стоимость к доллару может снизиться на 3–5 рублей. Так или иначе, Минфин и ЦБ в любом случае предпримут меры через предоставление ликвидности коммерческим банкам и финансовым институтам и поддержат рынок на случай введения санкций.

Автор — преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир