Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Не стало Екатерины Градовой, которую вся страна знает как радистку Кэт из «Семнадцати мгновений весны». Судьба актрисы сложилась драматично. Когда прошел первый показ сериала, многие критики и зрители посчитали, что роль Кэт сыграна плохо, вяло, скучно... На самом деле это, конечно, не так. Градова играет очень тонко, на нюансах, создает образ женщины в постоянном напряжении. И когда в 1980-е годы «Мгновения» повторяли по телевизору, это уже всем было совершенно очевидно. Вот только время Градовой к тому моменту уже прошло.

Фактически единственной ее ролью после радистки Кэт стала Светлана Петровна Волокушина в «Место встречи изменить нельзя». Но там Градову никто не узнал, потому что Волокушина — женщина совсем другого типа, нежели Кэт. Это почти бандитка. Говорухин позвал Градову сниматься не потому, что хотел кого-то эпатировать или спровоцировать. Просто он понимал, что это действительно очень хорошая актриса, и надеялся изменить ее имидж. Но перезапуска карьеры не получилось. Когда я по долгу службы пересматривал «Место встречи» на предмет качества пленки, то долго искал, где же Градова там. Если такие вопросы возникли даже у профессионала, то обычный зритель, конечно, даже и не пытался ее идентифицировать.

Градова всегда играла от себя, как бы от первого лица. Такой тип актрисы в начале 1970-х был мало востребован. Считалось, что актриса должна быть либо красавицей советского типа, либо очень сильной героиней, как, например, Людмила Зайцева, Наталья Гундарева, Марина Неелова. Они, я бы сказал, смели этот нарождающийся тип актрисы, которые работают внутренним, очень тонким движением чувств.

Через некоторое время он будет представлен другими артистками, многие из которых начинали одновременно с Градовой — это, например, Лариса Малеванная или Надежда Вилькина. В 1980-е годы такой тип актрисы будет более заметен.

Только один критик отметил Градову в роли Кэт, и исключительно положительно. Это был Виктор Демин, один из самых авторитетных и известных критиков того времени. Но его голос был не услышан, потому что к фильму в целом Демин отнесся скептически. Ему не понравилось! Поэтому его статья была воспринята как фрондерский вызов советскому обществу. «Всем нравится, а ему, видите ли, нет!»

В итоге получилось, что Градова стала жертвой роли Кэт. С одной стороны, ее увидел каждый советский человек, а с другой — она очень многим не понравилась. При этом она ведь могла сыграть радистку совершенно иначе. Ведь не случайно в «Месте встречи» ее узнать невозможно: она играет по-другому. Но сделать Кэт именно такой, какой она получилась, — это задумка режиссера Татьяны Лиозновой. Она специально выбрала актрису такого типа. И, как казалось, прогадала. Не просто так Кэт практически не фигурирует в мифологии Штирлица, я не вспомню ни одного анекдота с ее участием.

Теперь, конечно, положение изменилось. Роль Градовой воспринимается совершенно иначе. Когда «Мгновения» демонстрировали в 1990-е и нулевые, было уже понятно, что Градова вросла в эту картину, стала неотделима от нее. Это классика, и там все играют хорошо.

Но Градова и сегодня остается в определенной степени загадочной фигурой. Мы до конца не знаем ее и судим лишь по тем двум знаменитым ролям, да появлениям в телеспектаклях и ранним фильмам. Например, в ленте «Осенние свадьбы», прекрасной экзистенциальной драме о крестьянке, Градова появляется на какие-то мгновения в роли деревенской девчонки.

Но есть и работы, которые вовсе не дошли до нас. Например, картина «Рождение» сегодня практически недоступна, ее нет даже в интернете, и я много лет ищу возможности ее посмотреть. Как говорят, это великолепная историко-революционная лента, один из лучших армянских кинопроектов, снятый режиссером Фрунзе Довлатяном. Хотелось бы увидеть Градову там. Перед нами, возможно, актриса, абсолютно не раскрывшаяся для широкого зрителя.

Автор — критик, историк кино, сценарист

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир