Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Латвия объявила Россию страной — «спонсором терроризма»
Мир
В МО заявили о ликвидации половины личного состава двух бригад ВСУ
Экономика
В Венгрии подтвердили возобновление прокачки нефти по «Дружбе»
Общество
Парламентарии предложили повысить МРОТ до 30 тыс. рублей
Армия
Российские десантники осуществили захват опорного пункта ВФУ
Мир
МИД РФ назвал обстрелы ЗАЭС со стороны ВСУ актом ядерного терроризма
Мир
Боррель призвал европейцев быть готовыми «заплатить» за поддержку Украины
Мир
Эстония закроет границы для россиян с шенгенскими визами
Мир
Турция отказалась подключаться к санкциям против РФ в области энергетики
Мир
Москва назвала шовинизмом призывы прекратить выдачу россиянам шенгенских виз
Мир
Politico призвало Зеленского признать факты преступлений ВСУ
Экономика
Шольц призвал Россию забрать турбину для «Северного потока»

Родственные уши

Эксперт по информационной безопасности Алексей Парфентьев — о том, какие угрозы в себе таит соцсеть Clubhouse
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Еще несколько лет назад для многих пользователей интернета было сюрпризом, что приватность в Сети — понятие условное. Прошли годы, теперь можно сказать уверенно, приватности в Сети точно нет. И люди продолжают от нее добровольно отказываться.

Тем удивительнее, насколько много появилось вопросов про Clubhouse: а не опасно ли? Станет ли больше мошенничества? Возможны ли утечки? По всем пунктам — «да» мошенники не преминут воспользоваться новой площадкой для того, чтобы реализовывать свои сценарии на фоне неразберихи вокруг нее. Этим история с Clubhouse очень напоминает то, что было с Zoom — пока широкая общественность не очень понимала, как работает сервис, мошенники резвились вовсю. Взламывали аккаунты, подслушивали чужие разговоры и прочее.

С новым сервисом в целом — всё то же самое: люди общаются, их могут подслушать, записать, выложить запись в публичный доступ (вне приватных комнат). История знает уже множество примеров, как подобные утечки (личных переписок, аудиосообщений, интимных фотографий) сливались из самых закрытых мессенджеров и чатов.

Отличает Clubhouse два нюанса. Первое — подогретая ожиданием продажа «инвайтов», которые можно получить бесплатно, просто чуть подождав. Это большое поле не просто для злоупотреблений, но и схем фишинга, например. После общественной огласки площадки даже закрывают возможность опубликовать подобное объявление. От греха подальше.

Второе — специфика самой Сети, в которой люди не пишут сообщения, а разговаривают. И это вызывает опасения в том, что злоумышленники смогут пополнить свои банки образцами голосов для создания «дипфейков». Технологии синтеза чужой речи есть, и алгоритмы можно без проблем найти в интернете. Массовое распространение технологии сдерживало лишь то, что для обучения нейросети (а технология базируется на ней) нужно много образцов голоса.

Пока эксперты спорят о том, насколько массовым может быть их использование для создания дипфейка. Все-таки, чтобы такую технологию использовать, нужно хорошо поработать. Но еще один большой источник информации о людях, отданный добровольно, для мошенников будет явно нелишним.

Отмечу также, что как в любой новой IT-разработке, в социальной сети будут обнаруживать уязвимости — это неизбежно. Представителей нашего государства будет волновать, не нарушает ли Clubhouse закон о хранении персональных данных на территории России. До сих пор переговоры с другими глобальными соцсетями на эту же тему шли с большими затруднениями.

Раз данные хранятся (мы не знаем, где), доступ к ним могут получить третьи лица. В марте прошлого года другой сервис — Whisper — по ошибке своего сотрудника допустил утечку пользовательских данных. В них не было имен, но были псевдонимы, возраст, пол, а главное — координаты местоположения, что позволяет распознать и школы, и жилые районы, и места работы пользователей. Проблема в том, что сервис этот был создан специально для того, чтобы люди могли анонимно делиться своими проблемами. И секреты своих пользователей, получается, не уберег.

Clubhouse не позиционирует себя, как соцсеть для конфиденциальных разговоров. Но многие по-прежнему не отличают общественное пространство от личного и ведут приватные разговоры, выдают много личной информации и секретов. В Clubhouse есть Марк Цукерберг и Илон Маск — не в шести рукопожатиях, а даже ближе! Поэтому многие туда и стремятся.

Есть в ажиотаже вокруг ClubHouse и польза — можно вновь привлечь внимание к проблеме безопасности и открытости в интернете. Информация — наша плата за использование «бесплатных» соцсетей, почты, мессенджеров. Использовать ее можно по-разному. Зная про нас всё, глобальные компании оттачивают технологии. И речь не только про алгоритмы выдачи рекламы, есть по-настоящему важные общественные достижения: расчет транспортных потоков в городах, изучение поведенческих реакций, создание умных голосовых помощников, которые нужны не только для баловства, но и для обеспечения насущных потребностей. Всё это делается на основе больших данных о нас, которых в соцсетях и сервисах в избытке.

Другая сторона медали — по сути полная открытость перед неограниченным кругом лиц. Пока государства и корпорации решают вопрос, кто выиграет конкуренцию за наши данные, и пытаются разработать правила, которые удержали бы процесс их бесконтрольного использования, дискуссии идут, и когда завершатся — непонятно. В это время обычный пользователь защищен только соображениями здравого смысла — куда отдавать свои данные, в каком объеме и с какой степенью откровенности. И хорошо, что Clubhouse вновь поднял эту тему.

Автор руководитель отдела аналитики «СерчИнформ», руководитель комитета по информационной безопасности РУССОФТ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Реклама
Прямой эфир