Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Умер актер Виктор Степанов
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Ученые обнаружили гиперхаос в квантовых компьютерах

Фото: REUTERS/Steve Marcus

Так называемый гиперхаос в квантовых компьютерах обнаружила команда научных сотрудников Центра компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» совместно с сотрудниками университета Лафборо (Великобритания).

Раньше было известно, что в системах, связанных с кубитами (биты в квантовой физике, которые способны находиться одновременно в двух разных состояниях между 0 и 1, то есть в суперпозиции), могут наблюдаться колебания. Однако показать, что в таких системах возможен не только хаос, но и гепрхаос, экспертам удалось впервые.

В ходе теоретических исследований далекой от равновесия динамики двухуровневых квантовых систем ученые обнаружили, что два связанных кубита могут демонстрировать хаотическое поведение. При этом в системах с пятью или более элементами возникает гиперхаос, который мешает кубитам выполнять свои функции в квантовых компьютерах, где они являются объектами для хранения и передачи информации.

Так, запись информации в системе из кубитов происходит, когда они находятся в неподвижном состоянии в периодической структуре (решетке). Часть из них внешним лазерным излучением переводят в возбужденное состояние, то есть их электроны переходят с основного энергетического уровня на высокий уровень.

При определенных параметрах внешнего излучения возникает разность между числом электронов, начинаются периодические колебания. Их ученые способны легко предсказать и контролировать. Российские физики обнаружили, что эти колебания могут становиться хаотическими, в результате чего вся система выходит из-под контроля, а при большем числе кубитов может возникать гиперхаос и управлять системой практически невозможно. Таким образом, ученым удалось обнаружить параметры возникновения гиперхаоса, но при этом они смогли найти и методы его эффективного подавления.

«Вычислительная мощность квантовых компьютеров напрямую зависит от количества кубитов: чем их больше, тем мощнее устройства, — рассказал советник Российского квантового центра, ректор Университета Иннополис Александр Тормасов. — Управление гиперхаосом в квантовых объектах позволит работать с квантовыми устройствами большего размера».

Разработки в области квантовых систем потенциально могут позволить ученым кардинально повысить вычислительную мощность, а достигнутые результаты этого исследования, по оценкам физиков, позволит приблизиться к практической реализации высокомощных квантовых компьютеров. Они будут в несколько тысяч раз мощнее классических компьютеров и с ними человечество получит новые технологии для информационной безопасности, создания лекарств и точных систем позиционирования, а также новых способов передвижения.

По словам руководителя Лаборатории нейронауки и когнитивных технологий Центра компетенций НТИ на базе Университета Иннополис Александра Храмова, проблема возможности возникновения хаоса в квантовых системах в настоящий момент одна из активно обсуждаемых в квантовой физике.

Он отметил, что растущее внедрение современных квантовых технологий требует от ученых улучшения свойства квантовых элементов, в том числе увеличения размера цепочек или решеток кубитов, но этому может помещать неустойчивая динамика в их сетях.

«Важным и до конца не ясным остается вопрос, как может возникнуть хаос в квантовой системе, каковы механизмы и сценарии такого режима, — отметил Храмов.— Мы считаем, сейчас не хватает удобной теоретической базы, на основе которой станет понятно, как возникает сложная нелинейная динамика в сетях кубитов».

Статья об этом исследовании была опубликована в журнале Nature.

18 января стало известно, что специалисты Института космических исследований (ИКИ) РАН разработали оптико-электронную систему относительной навигации для стыковки со спутниками. Кaк пoяснили в институтe, систeма включaет узкоугольную и широкoугольные ТВ-кaмеры, time-of-flight кaмеру, кoторая пoлучает 3D-изoбражения oбъекта, и лaзерный дaльномер.