Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Пойдем на север: в Петербурге открылись главные выставки декабря

Самые интересные экспозиции города на Неве — от Рафаэля до Филипа Трейси
0
Фото: пресс-служба Эрмитажа/Алексей Бронников
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пока в Москве музеи и временные экспозиции закрыты, в Петербурге художественная жизнь бьет ключом. Разумеется, с определенными коронавирусными ограничениями, такими как маски, электронные билеты и выстроенные маршруты. «Известия» выбрали пять недавно открывшихся выставок, которые можно посмотреть и в декабре, и после январских каникул.

«Линия Рафаэля. 1520–2020»

Выставка-блокбастер к 500-летию с года смерти Рафаэля прочерчивает его влияние на искусство пяти веков, показывает, как образы и стиль мастера преломлялись у художников барокко, маньеризма, академизма и далее — до современности. Рафаэль считался олицетворением идеальной гармонии, но обращение последователей к нему не ограничивалось любовным подражанием, и помимо «нежных Мадонн» разных эпох здесь можно увидеть и ироничные трактовки этого образа. Представлены разные подходы живописцев к рафаэлевским сюжетам, будь то Святое семейство с Иосифом или Мадонна с младенцами Христом и Иоанном, Аполлон на Парнасе или суд Париса.

Рисунки Эдварда Бёрн-Джонса из Британского музея вносят «прерафаэлитскую» ноту, напоминая о целом направлении, черпавшем энергию в споре с Рафаэлем. Оттуда же прибыли офорты Пабло Пикассо, хулигански изображающие Рафаэля как эротического героя; эта графика снабжена табличкой «18+» и укрыта в зачехленной витрине — не все даже понимают, что «шторки» можно раздвинуть. Дразнящие работы здесь очень важны, поскольку широкому зрителю Рафаэль часто представляется слишком уж «гладким» и сентиментальным. Парадоксально завершает выставку «Воин-освободитель», держащий ребенка: это прибывшая из Третьяковки скульптура Евгения Вучетича 1948 года, напоминающая «Сикстинскую Мадонну».

Сам Рафаэль представлен дозированно: пока что графикой из Британского музея и венской Альбертины; но в будущем пустующую нишу в Аванзале займет «Прекрасная садовница» из Лувра, приезд которой затормозился ввиду коронавируса. А пока там эффектно выставлены эрмитажные фрески, когда-то украшавшие римскую виллу Стати-Маттеи. Считается, что их созданием руководил Джулио Романо, любимый ученик Рафаэля.

Выставка напоминает о больной для Эрмитажа истории: два рафаэлевских шедевра из его собрания — «Мадонна Альба» и «Святой Георгий и дракон» — были проданы большевиками за границу. С тех пор в Петербурге осталось только две работы гения — «Мадонна Конестабиле» и «Мадонна с безбородым Иосифом», и их не стали перемещать из родных залов. Так что увидеть живопись самого Рафаэля на выставке нельзя, но стоит прогуляться до них через музей, заодно и осмотрев Лоджии Рафаэля, скопированные при Екатерине Великой, — еще одно доказательство влияния титана Возрождения на русское сознание.

Эрмитаж, Зимний дворец. Выставка открыта до 28 марта 2021 года

«Сесил Битон и культ звезд»

Выставкой Сесила Битона, ультрамодного фотографа и дизайнера XX века, Эрмитаж продолжает свои изыскания в области искусства фотографии. Битон, выходец из среднего класса, попавший в круг британской золотой молодежи, снимал светских львов и львиц, всемирно известных актеров, членов королевской семьи и себя самого — в том числе в женских образах. Выставленные фото — а здесь и современная печать, и оригинальные серебряно-желатиновые отпечатки — пронизаны духом шекспировских гендерных игр: на портрете молодого Сальвадора Дали и Галы он показан оруженосцем Прекрасной Дамы, одетой фехтовальщиком (дивный перевертыш рыцарской образности!); леди Абди, она же внучатая племянница Николая Ге, запечатлена в образе Гамлета.

Всё это как сон об ушедшей под воду Атлантиде, подразумевай под этим хоть викторианскую Англию, хоть царскую Россию. Битон даже войну — какие-нибудь руины Лондона — снимал как эстет, что придавало фотографиям жизнеутверждающий смысл: враг не может убить в нации врожденное чувство красоты и благородство.

Казалось бы, рассматривать черно-белые фотографии не так интересно, как живопись, но в том и дело, что у выставки великолепный дизайн, выгодно «укрупняющий» все экспонаты. В центре зала стоит большая изогнутая конструкция, сплошь покрытая стеклярусом, но оказывается, что это только внешняя «створка». Обойдя ее, ты оказываешься как бы внутри огромной раковины и видишь главную жемчужину — цветной портрет Елизаветы II, только вступающей на престол. Образ королевской семьи, как он впечатался в сознание англичан, сформирован в немалой степени именно Битоном.

Эрмитаж, Главный штаб. Выставка открыта до 14 марта 2021 года

«Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения»

Русский музей открыл ретроспективу «ретроспективного мечтателя» — так называли мирискусников и их патриарха-вдохновителя Александра Бенуа. Как и следовало ожидать, он любуется XVIII веком: вот перед Петром I суетятся придворные, вот из торта выскакивает карлик на всеобщую потеху, а «король-солнце» застигнут в Версале на закате своего правления (старый Людовик, наблюдающий за кормлением рыб, — сильный сюжет). И как же пейзажи былых эпох, будь то даже Версаль, резонируют с сегодняшним Петербургом, пустынным и холодным. Бенуа представлен в широком диапазоне: и как станковист — например, выставлены изумительные «Бретонские танцы», и как график, иллюстратор, театральный художник. Много светочувствительных работ, которые нельзя экспонировать постоянно, так что выставка дает шанс увидеть в таком объеме то, что обычно в фондах.

Музей ограничился своим собранием. Вряд ли можно говорить, что кому-то принадлежит «лучший Бенуа», поскольку наследие его рассредоточено по России и Европе: в 1926 году он, будучи в командировке во Франции, принял решение не возвращаться на родину, с тех пор прожил 35 лет и скончался в Париже. Но коллекция Русского музея имеет всё же особую ценность, ведь ему перешли материалы мастерской художника, оставленной в СССР, его архив, библиотека. К слову, здесь есть старые каталоги с мгновенными набросками Бенуа: бывая на выставках, он зарисовывал картины современников, включая Малевича и Ларионова.

Русский музей, Инженерный замок. Выставка открыта до 9 марта 2021 года

«Коллекционеры. XX век»

Эта выставка поддерживает кураторскую тенденцию последних лет — делать акцент на коллекционерах — и посвящена частному собирательству в Северной столице. Владимир Березовский и его дочь Кристина, владельцы частной KGallery, сами обладают прекрасной коллекцией, которая особенно впечатляет Серебряным веком и первыми десятилетиями СССР. Какая-то часть выставки представляет их собрание, но всё равно проложена связь с теми, кто владел картинами раньше. Так, Музей театрального и музыкального искусства предоставил театральные эскизы, ранее принадлежавшие Левкию Жевержееву.

Собиратели не просто перечислены, как на недавней выставке «Дары» Русского музея, здесь есть их портреты — например, выразительный «Портрет И.И. Рыбакова» кисти Александра Головина. Разумеется, работы притягивают и сами по себе, вне заявленной темы. Из самого любопытного — портрет кисти Владимира Татлина, написанный «дрожащей манерой», в которой ничего не выдает выдающегося конструктивиста.

KGallery. Выставка открыта до 17 января 2021 года

Экстравагантный шляпник

Пять лет назад Эрарта уже проводила выставку Филипа Трейси, всемирно известного дизайнера и шляпных дел мастера haute couture, рыцаря ордена Британской империи. На этой экспозиции, приуроченной к 10-летию музея современного искусства, представлены и хиты той экспозиции, и работы мастера, ранее не выставлявшиеся в России, и «премьеры» последних лет. Посетители увидят головные уборы авторства Трейси, которые носили Грейс Джонс, Изабелла Блоу, Леди Гага, работы, выполненные для коллекций Александра Маккуина по его просьбе.

Эрарта. Выставка открыта до 21 марта 2021 года

Читайте также
Реклама
Прямой эфир