Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Не хлебом единым

Золото и пшеница стали главными товарами российских регионов на внешних рынках
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В не самом простом уходящем году экспорт сельскохозяйственной продукции на внешние рынки вырос на 14%. От продажи товаров агропромышленного комплекса российские регионы выручили около $20 млрд. Главными поставщиками пшеницы и растительного масла стали Ростовская область и Краснодарский край, а рыбы — Приморский край и Мурманская область. Местные власти убеждены: экспортный потенциал регионов огромен. А осваивать новые ниши — например, электронную торговлю — бизнесу помогает Российский экспортный центр.

Востребованное продовольствие

За девять месяцев 2020 года первое место в отечественном экспорте занимает золото. Ценного металла продали на сумму $12,5 млрд в объёме 220,5 т. Его доля в экспорте 2020-го составила 11,2%. На втором месте — пшеница. Зерна продали на $5 млрд 162 млн — на 12% больше, чем в прошлом году. В общем объёме экспортируемых товаров «жёлтое золото» занимает долю в 4,6%. Экспорт растительного масла увеличился на 29%. В результате его поставок за рубеж российскому бизнесу удалось выручить $2 млрд 26 млн.

Общий объём продаж товаров агропромышленного комплекса составил около $20 млрд, тогда как в 2019 году экспортёры этой категории выручили $17,4 млрд. В числе лидеров — импортёров российского продовольствия Китай, закупивший сельхозпродукцию на сумму $2,8 млрд. Чуть меньше агропромышленных товаров — на $2,2 млрд — было отправлено в Турцию.

В этом году Ростовская область поставила за рубеж пшеницу на сумму $2,73 млрд, подсолнечное масло — на $719 млн и ячмень — на $364 млн. Краснодарский край выручил за зерно $979 млн и $222 млн за подсолнечное масло. Основные потребители продукции российских житниц — Турция и Украина.

Приморский край отправил в соседние Китай, Корею и Японию рекордное количество рыбы (на $633 млн) и ракообразных (на $288 млн). Второй рыбный регион — Мурманская область — в этом году выручил за мороженую рыбу $390 млн. Покупает мурманские товары прежде всего Голландия.

Сою и соевое масло на внешний рынок поставляет Амурская область. Общая выручка региона за эти продукты в 2020 году составила $121 млн. По словам губернатора Амурской области Василия Орлова, несмотря на пандемию, регион продолжает наращивать экспорт местной продукции на зарубежные рынки, и значительную долю в нём занимает сельскохозяйственная продукция. Поддержке экспорта, по его словам, способствуют и специальные программы: поддержка промышленного и агропромышленного экспорта, экспорта услуг, а также создание комплекса мер для содействия работы экспортёров в Приамурье.

Внутренний потенциал

Активно развивали поставки сельхозпродукции за рубеж и в Татарстане. По данным главы республики Рустама Минниханова, за 9 месяцев этого года экспорт вырос более чем в 1,5 раза к прошлому году и составил свыше $200 млн.

— Сегодня продукция из Татарстана экспортируется в 70 стран мира. Наша цель — максимально перерабатывать продукцию в республике и экспортировать готовый продукт с высокой долей добавленной стоимости, — отметил Рустам Минниханов.

Он подчеркнул, что предприятия активно пользуются услугами Российского экспортного центра, особо выделяя направления страховых и кредитно-гарантийных услуг, а также субсидиарную поддержку.

Продукция из Удмуртии на международных рынках пока представлена не так широко. Однако глава республики Александр Бречалов убеждён, что экспортный потенциал Удмуртии колоссальный.

— У нас есть серьёзные конкурентные производства: качественная продукция, национальная самобытность и интеллектуальный потенциал, — отметил он.

Задача властей субъекта — понять, как использовать возможности на глобальном рынке максимально эффективно. Экспорту, по словам главы Удмуртии, уделили особое внимание в стратегии социально-экономического развития республики до 2030 года, создав отдельный раздел «Экспортная стратегия». Согласно этим планам, регион намерен нарастить несырьевой экспорт в три раза в ближайшие 10 лет.

Электронная грамотность

К выходу как на глобальные мировые площадки, так и на внутренние онлайн-рынки зарубежных стран экспортёрам помогают подготовиться в региональных центрах поддержки экспорта.

— Был разработан совместный механизм взаимодействия. Со стороны РЭЦ осуществляется подбор площадок, а финансирование — от субъекта Федерации, — рассказала глава РЭЦ Вероника Никишина, отметив, что в этом году механизмом воспользовалось порядка 1,5 тыс. компаний.

По её словам, создаются целевые каналы вывода на сложные внутренние маркетплейсы — например, отечественный магазин пищевых товаров на китайской площадке Tmall.

В условиях пандемийного года развитие системы электронных продаж стало одним из приоритетов РЭЦ. Особый акцент был сделан на повышении грамотности компаний в области экспортной интернет-торговли.

В настоящий момент школа экспорта РЭЦ, объединяющая 68 региональных партнёров, реализует информационный семинар для начинающих онлайн-экспортёров. В интернете доступно специальное онлайн-пособие, в регулярном режиме проводятся открытые вебинары, где используются современные инструменты коммуникации с экспортёрами — например, Telegram и соцсети, добавила гендиректор РЭЦ.

Прямой эфир