Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Поставки сделаны

Объём несырьевого неэнергетического экспорта в 2020 году должен достичь $158 млрд
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Несмотря на конъюнктурные и геополитические сложности, российским предпринимателям из года в год удаётся наращивать поставки своей продукции за рубеж. По итогам 2020 года Россия станет крупнейшим поставщиком пшеницы и топлива для АЭС. Ожидается, что наша страна войдёт в пятёрку ведущих экспортёров локомотивов, стальных труб, древесных плит и растительных масел, а также в топ-10 по поставкам стиральных машин, стекла и шоколада. Объём экспорта только агропромышленной продукции составил $28 млрд. Как заявил, выступая на международном форуме «Сделано в России» 9 декабря, премьер-министр Михаил Мишустин, правительство видит свою задачу по увеличению доли российской продукции во внешней торговле.

Наращивание объёма

Объёмы российского несырьевого неэнергетического экспорта за девять месяцев 2020 года превысили $111 млрд, сообщил в ходе своего выступления на форуме Михаил Мишустин.

— Несмотря на дополнительные ограничения на поставки товаров из-за рубежа, которые вводятся во многих странах в последние месяцы, есть и обратная тенденция, — отметил председатель правительства. — В ряде стран, наоборот, выросли закупки, в том числе для создания экстренных резервов. Поэтому на многих направлениях список потенциальных поставщиков расширялся быстрее.

Глава кабмина напомнил о поставленной президентом России Владимиром Путиным цели добиться к 2030 году роста реального экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 70% по сравнению с показателем 2020 года.

Справка «Известий»

За прошедшее десятилетие РФ поднялась в рейтинге Doing Business с 120-го на 28-е место. Индекс диверсификации несырьевого неэнергетического экспорта достиг 15 пунктов, что сопоставимо с Китаем и Германией и выше, чем у Японии и Кореи. В будущем удельный вес энергетических товаров в структуре российского экспорта должен опуститься ниже 50%.

Скрытая часть

По словам премьер-министра, необходимо увеличить долю российской продукции во внешней торговле, используя современные инструменты для её продвижения на зарубежные рынки. В России производятся товары, которые «могут и должны конкурировать на мировых рынках», подчеркнул он.

Некоторые из предлагаемых Россией товаров не имеют аналогов, добавил Мишустин.

— Товары и услуги, которые производятся в России, очень часто уникальны, и поддержка нашим производителям, конечно, должна оказываться на всех этапах экспорта, — подчеркнул он.

Это важно для преодоления барьеров — от правил ВТО до национальных. Для увеличения доли российских товаров на мировом рынке необходимо доработать критерии для отечественных производителей. К 2024 году региональный экспортный стандарт 2.0 планируется внедрить во всех субъектах, сообщил Михаил Мишустин.

Предположительно новые правила должны навести порядок во всей системе вывоза товара в другие страны — например, создать резерв квалифицированных кадров, которые будут заниматься продвижением продукции.

Участники форума также сошлись во мнении, что для увеличения экспорта необходимо активнее привлекать молодёжь. По словам председателя правительства, с этой задачей могут справиться российские блогеры, популярные и за рубежом. Михаил Мишустин признал, что в стране достаточно много действительно талантливых инфлюенсеров.

На форуме премьер обратил внимание на успехи российских учёных в разработке препаратов против COVID-19.

— Возможен большой, буквально взрывной спрос на такую востребованную сейчас продукцию, как вакцина от коронавируса, — сказал Михаил Мишустин, подчеркнув, что в первую очередь препаратом планируется обеспечить россиян.

В этом году были скорректированы мероприятия в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и добавлены возможности, о которых просил бизнес, отметил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

— Первая новая мера — это оцифровка полностью сервиса по прохождению процедуры, связанной с предоставлением мер поддержки по логистике и услугам. Второй новый инструмент связан с сервисными услугами. У нас всегда были хорошие результаты по экспорту, но мало кто заботился о последующем, о том, как это будет всё обслуживаться. За счёт нового инструмента будет развиваться это направление. На наш взгляд, это хорошая добавка к общему объёму экспортных услуг. Третья мера — это возможность подтверждения цены на остаточную стоимость, что даёт нашим экспортёрам гарантии для внешнего рынка иметь обратный выкуп товара по остаточной цене, — перечислил Денис Мантуров.

По его мнению, эти инструменты по мере их совершенствования и применения на практике внесут хорошую долю в копилку общих параметров нацпроекта.

— Рассчитываем, что бизнес будет это активно использовать, — добавил министр.

Вкус русских конфет

Кондитерская промышленность сегодня является отраслью с высокой добавленной стоимостью, которая приобретает у российских аграриев ежегодно порядка 1,5 млн т сахара, а это 30% всего сахара, произведённого на территории России, и потребляет более миллиона тонн муки, отметил исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин. По его данным, в 2019 году общий объём экспорта кондитерских изделий составил $1,4 млрд.

— География экспорта расширилась до 91 страны мира. В 2019 году Россия стала крупнейшим поставщиком шоколада и шоколадных изделий на рынок Китая, потеснив Италию и Германию, основных конкурентов. Понятно, что таких успехов отрасль не могла бы достичь без своевременных мер госсподдержки со стороны правительства и Министерства сельского хозяйства, институтов поддержки экспорта, — отметил Вячеслав Лашманкин.

А замминистра сельского хозяйства Сергей Левин обратил внимание на успешный экспорт зерна пшеницы — это треть общего объёма отечественного экспорта, 20% приходится на рыбу и морепродукты, а более 15% — на пищевую промышленность и кондитерскую составляющую.

— С 2021 года вводим новые инструменты. Один из них — компенсация прямых понесённых затрат для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, которые создают новые производства с повышенной добавленной стоимостью. Второй — это компенсация затрат на приобретение высокопроизводительного оборудования. В интересах пищевой и перерабатывающей промышленности помочь предприятиям сделать быструю модернизацию своих производств и готовить востребованную продукцию на ключевых экспортных рынках, — рассказал замминистра.

Он пообещал, что поручения президента по наращиванию экспорта будут выполнены.

Полезная цифра

В конце ноября Российский экспортный центр объявил о запуске «одного окна» для экспортёров.

— Это аналог многофункционального центра для населения, но только для экспортёров. Предприниматели, торгующие на внешних рынках, не будут бегать с бумагами по разным органам федеральной исполнительной власти, а смогут решить все вопросы, зайдя в личный кабинет внутри «одного окна», — пояснил первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов.

По его словам, уже сейчас доступны первые сервисы по наиболее чувствительным вопросам, которые затрагивают экспортёра.

— Это прежде всего взаимоотношения с таможенной службой, Федеральной налоговой службой по возвращению НДС, с Россельхознадзором. Этой работе в правительстве придаётся исключительное значение, создана специальная рабочая группа, которую возглавляет Алексей Верчук, — подчеркнул Андрей Белоусов.

Он также обратил внимание на то, что «одно окно» не может заменить собой федеральную службу.

— «Одно окно» — это место сборки бизнес-процессов. Чтобы они были эффективными, должна быть выстроена единая система через единый цифровой стандарт. Это значит, что всё должно работать без человека и бумажных документов, а всё остальное — дело техники, — убеждён Андрей Белоусов.

Для многих экспортёров актуален вопрос возврата НДС. По словам гендиректора АО «Специальное конструкторско-технологическое бюро “Катализатор”» Виталия Хана, ускорение процесса и упрощение процедуры возврата экспортного НДС возможно, если возмещение будет происходить по предъявлении налоговой декларации без банковской гарантии и до окончания проверки этой декларации.

— Хотел бы поблагодарить РЭЦ за меры поддержки, которые мы получили. Для таких компаний, как наша, это очень важно, потому что патентоваться на рынках нужно задолго до того, как ты на них будешь выходить, иначе никто не будет знать компанию. Хотелось бы, чтобы эта форма поддержки продолжилась, — сказал Виталий Хан.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Александр Егоричев подчеркнул, что ведомство создаёт благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности.

— При поддержке Минфина мы движемся в нескольких направлениях. Первое — цифровизация самого бизнес-процесса. Предложили уйти от проверки каких-либо документов и заменить проверкой критических сведений экспортёра. Второе — сейчас нулевую ставку проверяем в режиме онлайн, то есть сократили время проверки добросовестных экспортёров с двух месяцев до одного. Это, на наш взгляд, одна из лучших практик в Европе, — считает Александр Егоричев.

На уровне региона

В регионах работает 82 центра поддержки экспорта, и сейчас все они переводятся на стандарт 2.0, сообщил министр экономического развития России Максим Решетников.

— В ноябре утвердили перечень услуг, которые должны оказываться в каждом центре: это сопровождение экспортных контрактов, участие в международных выставках, консультирование по попаданию на международные рынки, — перечислил Максим Решетников.

По его мнению, перспективное направление — организация торговых площадок, через которые экспортёры будут вести свой бизнес.

— Практика показывает, что надо добиться выполнения этого стандарта в каждом регионе. Для этого очень важен проект РЭЦ по обучению региональных команд. В каждом регионе нужно добиться одинакового понимания специалистами этого стандарта и действовать по нему, — рекомендует министр.

Глава РЭЦ Вероника Никишина на форуме объявила о запуске новой продуктовой линейки для экспорта.

— Смысл в том, чтобы из разрозненных услуг сформировать девять единых коробок, при этом каждая услуга будет сопровождаться целым комплексом сопутствующих. Например, выезд экспортёра на бизнес-миссию станет и подбором потенциальных покупателей, и помощью в подготовке презентационных материалов, — отметила Вероника Никишина.

Кроме того, по её словам, есть и второе предложение: уже в 2021 году создать в интересах предприятий, торгующих на внешних рынках, один сервис, который скоординирует все инструменты поддержки.

— Экспортёр смог бы их получать в одном месте, исключая дублирования, — пояснила глава РЭЦ.

В следующем году РЭЦ также будет развивать и каналы электронной торговли.

— В условиях пандемии мы увидели огромный потенциал продаж через электронные торговые площадки. Стали дискретно помогать российским компаниям выходить на них, — отметила Вероника Никишина.

По её словам, процесс должен состоять из пяти сквозных шагов, дополняющих друг друга: правильный подбор площадки, на которой нужно разместиться, правильное позиционирование товара (фотографирование, описание), его продвижение, доставка до потребителя, а также тема реимпорта, актуальная для тех товаров, которые возвращаются, если не подошли или требуют обмена. В следующем году будем развивать эти направления, пообещала глава РЭЦ.

Регулярный формат

Встречи правительства и экспортёров будут регулярными, пообещала глава АО «РЭЦ».

— В ходе дискуссии правительство должно услышать проблемы экспортёров, и мы надеемся на их решение, — сказала Вероника Никишина.

По её мнению, роль РЭЦ в том, чтобы аккумулировать все существующие проблемы экспортёров, помогать их решать и, если необходимо, адресовать правительству.

Дискуссия 9 декабря носила максимально практический характер, а по её итогам будет сформирован перечень поручений и продолжится работа по решению тех вопросов, которые были поставлены экспортёрами, резюмировала глава Российского экспортного центра.

Прямой эфир