Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
В ходовой доступности: банки сократили темпы закрытия отделений
2020-11-25 15:16:05">
2020-11-25 15:16:05
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Банки сократили темпы закрытия отделений, несмотря на отток клиентов из них в коронакризис. Так, с мая по октябрь 2020 года прекратили работу 167 офисов финансовых организаций (0,8%), хотя с ноября 2019-го по апрель 2020-го было закрыто 256 отделений (1,3%), свидетельствуют данные ЦБ. Многие банки из топ-30 сообщили, что не сокращали свою сеть и не собираются это делать в 2020 году. А некоторые из них планируют даже увеличить количество офисов вопреки кризису.

Открыто

С мая по конец октября этого года число банковских офисов в России снизилось с 19 785 до 19 618, то есть примерно на 0,8%. А за предыдущие полгода отделений стало меньше на 1,3%. В опрошенных «Известиями» банках из топ-30 подтвердили тренд на сокращение закрытия офисов. Там заявили, что развивают удаленные каналы взаимодействия с клиентами и онлайн-сервисы, оптимизируют сеть отделений и делают их более технологичными. И не планируют уменьшать количество офисов в 2020 году. Они считают важным обеспечить близость и доступность банковских точек.

В ВТБ рассказали, что открыли 29 новых отделений во время пандемии. Газпромбанк планирует увеличить сеть на 48 офисов в крупных городах, Новикомбанк — на четыре, в частности на Дальнем Востоке и в Сибири, Россельхозбанк также намерен расширять присутствие в регионах. Только пять банков заявили о закрытии офисов в этом году и связали это с оптимизацией сети и устранением дублирующих отделений.

Сотрудники банка в защитных масках во время приема посетителей в одном из отделений
Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

Закрытие точек сети продаж не связано с кризисом из-за коронавируса, отметили в пресс-службе банка «Зенит». Такие мероприятия финансовая организация проводит последовательно в связи с оптимизацией деятельности, отказом от избыточной сети в некоторых регионах, а также развитием цифровых каналов обслуживания.

О продолжении реструктуризации офисов рассказали в Сбербанке. Там не закрывали отделения в прошлом году и не планируют их сокращение в будущем. По опыту работы в период пандемии его представители отметили, что для клиентов очень важно живое общение, и люди по-прежнему предпочитают обсуждать финансовые вопросы лично. Поэтому банк не сокращает свою сеть, а начинает предлагать в офисах новые форматы обслуживания, такие как подключение к мобильному оператору, онлайн-кинотеатру, консультация с врачом или отправка посылки.

В ЦБ не ответили на запрос «Известий» о причинах замедления темпов закрытия банковских офисов и не дали прогноз на будущие месяцы. Однако эксперты считают, что в долгосрочной перспективе финансовые организации все-таки продолжат уменьшать количество отделений. Так, директор региональной сети «БКС Мир инвестиций» Сергей Данилов обратил внимание, что неэффективные офисы и дальше будут закрываться по мере развития у банков digital-решений коммуникации с клиентами. Ранее для любой операции приходилось обращаться в офис, однако сегодня каждый банк имеет мобильное приложение и личный кабинет клиента, которые позволяют провести операцию дистанционно.

Сотрудница и клиент у терминала в отделении банка
Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

При этом эксперт подчеркнул, что банки не придут к полному закрытию офисов. Во-первых, потому что законодательство не позволяет открывать счета без идентификации клиентов, а курьерская доставка документов хорошо развита только у небольшой доли кредитных организаций. И во-вторых, офисы — это инструмент для рекламы продуктов и PR бренда.

Сокращения в прошлом

Во время кризисов прошлых лет с ростом потерь банки увеличивали количество сокращаемых отделений. Например, после 2014 года, запомнившегося резкими валютными скачками, в 2015-м финансовые организации закрыли 11,9% офисов. В 2016-м — 8,7%, а в 2018-м, когда под санацию попали некоторые крупные кредитные организации, число отделений сократилось более чем на 10%.

Эксперты объясняют замедление этого процесса несколькими причинами. Во-первых, ориентация на потребности клиентов. Россиянам пока удобнее получать услуги в отделениях, чем дистанционно, считает председатель правления банка «Фридом Финанс» Геннадий Салыч. Другой причиной замедления темпов сокращения офисов эксперт называет тот факт, что банковский сектор надеется на скорое прекращение пандемии и возвращение к обычной жизни. Свою роль играют и возросшая активность мошенников в Сети, и не слишком высокий уровень финансовой грамотности, и фактор привычки, к тому же некоторые услуги просто нельзя оформить дистанционно, например арендовать сейфовую ячейку или сдать биометрию.

Банки стремятся снизить расходы на ежедневное обслуживание отделений и затраты на работников, но им еще нужно сохранить форму взаимодействия, к которой привыкли жители страны, считает Геннадий Салыч.

Сотрудник банка в защитной маске ведет прием посетителей в одном из отделений
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Осенью поток клиентов в некоторых крупных финансовых организациях просел более чем на 10%. Однако в целом по рынку ситуация выглядит стабильной, сообщил эксперт. Он подтвердил, что в следующем году может снова проявиться тенденция на сокращение отделений, а также уход кредитных организаций вследствие отзыва лицензий. Это будет зависеть от ситуации с пандемией и состояния российской экономики.

Крупные федеральные банки будут в первую очередь оптимизировать сеть, укрупнять бизнес в городах присутствия. Небольшим региональным организациям придется еще труднее. Для них очень многое будет зависеть от ситуации с пандемией в субъекте, рассказал эксперт.