Бюджетный допрос: почему ЕС не одобрил фонд по восстановлению от COVID
Евросоюз намерен ввести механизм, при котором стране могут сократить выплаты из общего бюджета, если там, по оценке ЕС, не будет соблюдаться принцип верховенства закона. Как рассказали «Известиям» в Европарламенте, он увязан с бюджетом на ближайшие семь лет. Но такой подход категорически отвергают Венгрия и Польша, которые расценивают его как попытку Брюсселя шантажировать членов союза. Поэтому Будапешт и Варшава заблокировали проект финансового плана. На то, чтобы разрешить этот кризис, у ЕС осталось полтора месяца. Однако даже после этого идеологические противоречия Брюсселя с восточными участниками вряд ли прекратятся.
Увязать одно с другим
16 ноября стало известно, что Венгрия и Польша наложили вето на новый проект бюджета ЕС сроком на 2021–2027 годы. Причина в том, что уже после того, как проект одобрили в июле, распределение денег увязали с тем, насколько тот или иной участник объединения соответствует критериям верховенства права. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан расценил это как процедуру, «направленную на наказание государств-членов», и заявил, что «увязывание экономических и финансовых вопросов с политическими дебатами» подорвет европейское единство.
Венгеро-польское вето вызвало негодование в ЕС. Еврокомиссар по бюджету Йоханнес Хан призвал страны «взять на себя ответственность и предпринять необходимые шаги для доработки всего пакета». «Речь не об идеологиях, а о помощи нашим гражданам в худший кризис со времен Второй мировой войны», — написал он в Twitter.
В Брюсселе понимают: без одобрения Венгрии и Польши без общего бюджета останутся все 27 участников, а потому сейчас надо как-то убедить Будапешт и Варшаву поддержать проект. При этом от уже принятых условий Евросоюз отказываться не хочет.
— Мы по-прежнему считаем, что для будущего Европы одинаково важны две темы: согласование и реализация амбициозного социально-экономического ответа на кризис и обеспечение уважения верховенства закона, — сказали «Известиям» в Еврокомиссии.
Как подчеркнули в Евросовете, сейчас ведутся консультации «с целью побудить все государства-члены присоединиться к консенсусу». Однако на вопрос «Известий», на какие уступки готов пойти Брюссель, чтобы добиться поддержки Венгрии и Польши, там не ответили.
— Это безотлагательный и ключевой момент, когда необходимо утвердить компромисс по многолетнему бюджету и предварительное соглашение о механизме верховенства закона, — сказал «Известиям» вице-председатель Европарламента, греческий политик Димитриос Пападимулис. — Европарламент уже пошел на все возможные уступки. Однако механизм верховенства закона — это красная линия. Теперь настало время, чтобы Евросовет и Германия как председатель ЕС взяли ситуацию в свои руки, обеспечив выполнение того, что уже было согласовано. Ложные компромиссы сейчас неуместны, и я надеюсь, что Евросовет выполнит свои обязательства.
В последние годы у Будапешта и Варшавы существуют большие расхождения с Брюсселем по тому, как понимать верховенство закона. Эти правительства обвиняют в том, что они нарушают демократические принципы, пытаясь подчинить себе другие ветви власти, что в обеих столицах категорически отвергают. За восемь лет Еврокомиссия подала в Европейский суд три жалобы на Венгрию и четыре на Польшу. И решения были не в пользу Будапешта и Варшавы.
— Первый отчет ЕС о верховенстве закона показывает, что Польша и Венгрия систематически подрывают эти принципы, — сказал «Известиям» член комитета Европарламента по бюджету, немецкий депутат Расмус Андрезен. — Европейские институты не могли в достаточной мере противодействовать этому с помощью своих дисциплинарных мер в прошлом. Однако это изменится с появлением нового механизма верховенства закона, который можно использовать для сокращения или даже отмены средств из бюджета ЕС в случае нарушения правопорядка. Поскольку многие страны зависят от фондов Евросоюза, это увеличит давление на правительства.
Однако не все политики даже из тех стран, что план одобрили, поддерживают эту точку зрения. Как заявил «Известиям» член комитета ЕП по экономическим и валютным вопросам, немецкий политик Йорг Мойтен, он надеется, что Будапешт и Варшава будут стоять на своем. Механизм верховенства закона — «это не что иное, как попытка ЕС повлиять на демократически избранные национальные правительства, которые не разделяют глобалистскую и левую повестку союза», подчеркнул депутат.
Никаких уступок
Семилетний бюджет в Евросоюзе обсуждали долго и мучительно. О его параметрах лидеры ЕС условились на саммите в июле: тогда им пришлось несколько раз продлевать переговоры, и в итоге вместо двух запланированных дней встреча растянулась на пять суток — главы государств и правительств буквально не могли покинуть Брюссель до тех пор, пока итоговый документ не был одобрен. Тогда основным вопросом было то, как распределять помощь среди стран, пострадавших от COVID, — в кредитах или безвозмездно. В итоге компромисс всё же был найден.
Сейчас общая сумма проектного бюджета составляет €1,8 трлн: из этих денег €1,074 трлн — это основной бюджет, а еще €750 млрд — средства на восстановление европейских экономик после COVID под кодовым названием «Евросоюз следующего поколения» (Next Generation EU), из которых €390 млрд пойдут на безвозмездные гранты, €360 млрд — на кредиты. Впервые в истории союза предусмотрены масштабные заимствования на финансовых рынках от лица ЕС, которые должны будут гасить все участники союза.
Тем неожиданнее оказалось решение двух стран бюджет заблокировать. Хотя претензии Венгрии и Польши касаются не конкретных денежных вопросов, а в большей степени моментов идеологических.
В Брюсселе о каких-либо уступках вроде отказа от этого принципа сейчас речи не идет — по крайней мере, в Европарламенте их не допускают.
— В переговорах всегда есть поле для дискуссии. Надо посмотреть, что произойдет на встрече глав государств, — сказал «Известиям» глава комитета ЕП по региональному развитию Юнус Омарджи. — Но Европарламент, у которого в этом процессе также есть право голоса, на уступки по привязке бюджета к принципу верховенства закона не пойдет, поскольку этот вопрос экзистенциально важен для Евросоюза.
Эту точку зрения разделяют большинство других делегатов ЕП: как сказала «Известиям» член комитета по международной торговле, итальянский политик Тициана Бегин, «по вопросу общих ценностей никаких компромиссов быть не может, поэтому европейские лидеры должны проявить мужество и преодолеть вето тех, кто попирает права граждан».
На то, чтобы убедить Венгрию и Польшу поддержать проект, у Евросоюза есть время до конца декабря — бюджет во что бы то ни стало должен начать функционировать в январе 2021 года. В этой ситуации есть несколько сценариев: либо ЕС пойдет на уступки (и еще не факт, удовлетворят ли они Будапешт и Варшаву), либо под угрозой «оказаться за бортом» Венгрия и Польша подчинятся общим требованиям, либо Брюссель проигнорирует мнение этих двух стран, как предлагает сделать Тициана Бегин, чем нарушит правила процедуры и вызовет оправданный гнев в обеих столицах. Учитывая накопившиеся противоречия, ни один из этих вариантов полностью не удовлетворит стороны — если с деньгами вопрос решится, то идеологические разногласия лишь только усилятся.