Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Бывший аналитик ЦРУ признал право РФ ответить НАТО после признания Шольца
Происшествия
В Сочи три человека пострадали в массовом ДТП
Политика
Глава Херсонской области сомневается в введении войск НАТО на Украину
Общество
Синоптик заявила о следующем периоде оттепели в Москве не ранее 9 марта
Мир
WSJ узнала о планах ВВС США получить 1 тыс. беспилотных истребителей с ИИ
Мир
Авиация коалиции США два раза за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Спорт
«Динамо» обыграло «Локомотив» в матче 19-го тура РПЛ
Происшествия
Один человек погиб и пятеро пострадали в результате ДТП в Дагестане
Общество
Дочь итальянской актрисы Орнеллы Мути станет моделью на Московской неделе моды
Спорт
Фигуристка Валиева не принимала допинг сознательно
Мир
Президент Сербии допустил отправку Западом своих войск на Украину
Мир
Полковник Макгрегор заявил о способности РФ потопить военные корабли США
Мир
МВД Белоруссии заявило о разработке методов противодействия TikTok-революции
Мир
В Британии сообщили о панике в Европе из-за ухудшения положения ВСУ
Общество
Орангутанг попытался сбежать из московского зоопарка «Планета обезьян»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Уровень мисселинга — продаж одного продукта под видом другого — существенно снизился за последний год. Так, в феврале–сентябре 2020-го количество жалоб, связанных с таким обманом, уменьшилось почти на треть по сравнению с тем же периодом 2019-го, заявили «Известиям» в Центробанке. В регуляторе добавили, что с начала года поступило 2,1 тыс. претензий из-за недобросовестной практики продаж финуслуг, что составляет 1% от общего количества всех обращений. Однако в Банке России признали: такая статистика может быть связана с пандемией — во время нее граждане перестали ходить в отделения.

Иллюзия выгоды

В феврале–сентябре этого года жалоб на мисселинг было почти на треть меньше, чем в таком же периоде 2019-го, отметили «Известиям» в ЦБ и пояснили, что отдельный учет претензий на недобросовестные продажи финуслуг ведется только с февраля прошлого года. Всего с начала 2020 года получено 2,1 тыс. жалоб на мисселинг, что составляет 1% от общего количества поступивших в ЦБ за девять месяцев обращений (212,8 тыс.), добавили в пресс-службе.

На долю кредитных учреждений приходится 53,6% претензий из общего числа жалоб на мисселинг, страховых компаний — 37,3%, профессиональных участников рынка ценных бумаг — 6,3%, следует из отчета ЦБ по работе с обращениями населения по итогам девяти месяцев нынешнего года. Остальные жалобы приходятся на управляющие компании и НПФ.

ЦБ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

За последний год граждане стали меньше жаловаться на недобросовестные продажи финансовых услуг банками (62,3% — в 2019 году), но больше — на работу страховых компаний и брокеров.

Первенство по претензиям в линейке популярных продуктов, навязываемых финансовыми институтами своим клиентам, остается за инвестиционным страхованием жизни (ИСЖ) (55,6%), как и год назад (44,4%). Вторую строчку заняло накопительное страхование жизни (НСЖ) (16,2%) вместо векселей (15,2%). На третьем месте услуги доверительного управления, которые еще год назад не входили в топ-3.

Основной проблемой, судя по претензиям к банкам, остается продажа полисов ИСЖ вместо вклада, признали в регуляторе. Там добавили, что не первый год фиксируют введение потребителей в заблуждение и навязывание им другого продукта в отдельных финансовых организациях. Например, вместо депозита гражданину предлагают инвестиционное или накопительное страхование жизни, но не объясняют, что в отличие от вклада деньги не застрахованы государством, а доходность и его размер не гарантированы. На фоне снижения ставок по вкладам подобные предложения становятся привлекательными для многих граждан, которые ищут новые инструменты для инвестирования, отметили в Центробанке.

Снижение количества жалоб на мисселинг в регуляторе связывают с проведением контрольных мероприятий, появлением рекомендаций к внедрению паспортов финансовых продуктов в банках, сферах страхования, ценных бумаг и негосударственных пенсионных фондов, а также законодательными инициативами. Кроме того, сокращению количества подобных обращений во II квартале поспособствовала пандемия. Так как чаще всего введение потребителя в заблуждение происходит при посещении офиса и личном контакте с сотрудником финансовой организации, резюмировали в пресс-службе ЦБ.

«Известия» спросили крупнейшие кредитные и страховые организации о борьбе с мисселингом и объемах продаж инвестиционных, страховых продуктов и услуг в 2020 году. В Новикомбанке, «Зените» и ВТБ рассказали, что строго следуют правилам продажи финансовых и небанковских продуктов, где реализация некоторых из них возможна только при личном обращении клиента в офис банка.

офис
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В компаниях «Росгосстрах Жизнь» и «Ингосстрах-Жизнь» отметили, что в борьбе с мисселингом проводят регулярное обучение сотрудников и контрольные закупки по методу «тайного покупателя», а также уделяют особое внимание раскрытию информации в маркетинговых материалах, предоставляемых клиентам. Там напомнили, что потребитель услуг может отказаться от договора и вернуть деньги без потерь в течение «периода охлаждения» — 14 дней.

Количество жалоб клиентов финансовых организаций на мисселинг растет, отмечает руководитель управления мониторинга, контроля и развития клиентского сервиса «Финама» Дмитрий Леснов. О том, в какой сфере наиболее остро стоит проблема обмана клиентов говорят цифры, указанные в отчете ЦБ. В линейке группы компаний «Финам» практически нет услуг, занимающих лидирующие доли по мисселингу, добавил он.

Проблема есть, но маленькая

По словам начальника правового управления Ассоциации банков России Сергея Клименко, в статистике жалоб на банки надо смотреть на их структуру — зачастую кредитные организации работают по агентской схеме, продавая не свои продукты. А клиент не выделяет владельца продукта и место его приобретения, пояснил он.

По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Виктора Дубровина, на сегодня действует более 3 млн договоров ИСЖ и НСЖ. При этом, согласно данным ЦБ, общее количество жалоб на страхование жизни в абсолютных цифрах за девять месяцев 2020 года составляет менее 1 тыс., то есть значительно меньше 0,1% от числа действующих договоров, так что оно некритично, полагает он.

офис
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Однако неправильно будет говорить, что подобной проблемы не существует. С учетом принятых за последние годы мер и повышения качества продажи услуг она на 100% не решена, но в значительной мере купирована, добавил Виктор Дубровин.

Жалобы сигнализируют о том, что проблема мисселинга остается актуальной, подчеркнула старший директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Ольга Любарская. При этом, она отметила, что вместе с рынком страхования жизни меняется характер обращений. Сейчас наблюдается, как часть премий ИСЖ перетекает в сегмент НСЖ, что видно за счет роста доли краткосрочных полисов и полисов с единоразовой премией. Доля первого продукта в структуре премий по страхованию жизни за последние два года снизилась почти в 1,5 раза — с 66 до 45%, а второго выросла вдвое — с 14 до 33%.

Прямой эфир