Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В сентябре 2019 года Минэнерго внесло в правительство РФ проект федерального закона о дифференциации тарифов Федеральной сетевой компании. Министерство выступило за перераспределение перекрестного субсидирования, поскольку сейчас в нем не участвует крупный бизнес, присоединенный к магистральным сетям.

Перекрестка — мера, содержащая в себе функцию поддержки населения со стороны предприятий и организаций, подключенных к распределительным сетям. Это в первую очередь локальные производители, субъекты МСП, бюджетные учреждения.

За минувшие 10 лет перекрестка серьезно выросла и, по оценке Минэнерго России, к 2022 году составит 417 млрд рублей. Крупнейшие предприятия, воспользовавшись несовершенством системы ушли на магистральные сети и перестали финансово поддерживать население. Речь идет о промышленных гигантах, финансовое благополучие которых больших опасений не вызывает.

Ситуация усугубляется проблемами, вызванными пандемией COVID-19. Снижение платежеспособного спроса, невыполнение обязательств со стороны контрагентов, сложности с привлечением финансирования — вкупе с ростом перекрестного субсидирования каждый из этих факторов может стать критическим. Напомню, что число индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, входящих в реестр МСП, за 2019–2020 годы сократилось на 4,2%. За год порядка 247 тыс. предприятий «ушли» из реестра.

Ошибочно полагать, что малый и средний бизнес заканчивается на сфере услуг, онлайн-магазинов и курьерских служб. Существенная часть организаций МСП — это предприятия, работающие в транспортной отрасли, строительстве, сельском хозяйстве. Наконец, это производители различной промышленной продукции, включая инновационную. В секторе МСП задействовано порядка 20 млн человек, что составляет более четверти всех рабочих мест. Снижение страховых взносов, выплата прямых субсидий на МРОТ работников и налоговые каникулы позволили пройти месяцы самоизоляции без разрушительных потерь, но не для всех компаний ситуация сложилась одинаково хорошо.

ОНФ провел опрос о доступности мер поддержки для МСП, его результаты показательны. 78% участников заявили, что обращались за предоставлением гранта, но успеха достиг только каждый второй. 74% респондентов столкнулись с отказом банков при оформлении льготного кредита по ставке 0%. Лишняя нагрузка в энерготарифе — гвоздь в крышку гроба для предприятий, оказавшихся в безвыходной ситуации.

Законопроект Минэнерго подразумевает оплату части объема перекрестного субсидирования в тарифе на услуги по передаче электроэнергии по магистральным сетям, к которым подключены крупнейшие промышленные предприятия, что позволит снизить цены для потребителей распределительных сетей — локальных производств и компаний. Речь идет примерно о 42 млрд рублей в год и поэтапном перераспределении нагрузки, что не выглядит драконовской мерой при общем объеме перекрестного субсидирования в 400 млрд рублей.

Инициатива вызвала серьезные споры, которые мешают перейти к конкретным мероприятиям. Некоторые представители крупной промышленности не хотят даже частично участвовать в субсидировании цен для населения. И это при том, что постепенный переход на модель справедливого распределения перекрестки не приведет к существенному ухудшению финансового результата — по расчетам Минэкономразвития, потери измеряются в десятых долях процента. Цена на тонну стали или баррель нефти изменяется под влиянием конъюнктуры глобального рынка, что вообще не имеет отношения к рассматриваемой проблеме.

Чем больше в регионе крупных промышленников, тем выгоднее для локальных предприятий предложенное решение. По предварительным оценкам, снижение «котлового» тарифа в среднем составит около 6%, но в отдельных регионах может дойти до 10–15% — ощутимый положительный эффект. Для многих субъектов МСП, особенно производственных, — решающий.

Рядовые компании лишены возможности лоббирования своих интересов, их голос теряется на фоне промышленных гигантов. Представители власти, хоть и признавали неоднократно минусы механизма перекрестного субсидирования, не приблизились пока к решению проблемы. Малому бизнесу, уцелевшему после месяцев самоизоляции, требуется помощь. Изменение принципов распределения перекрестного субсидирования в энергетике — одна из мер поддержки, которая должна быть принята, чтобы пробудить интерес малого бизнеса к инвестициям.

Автор — президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир