Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Посол РФ рассказал о «засветившихся» на Украине наемниках из Дании
Мир
Воздушная тревога объявлена в ряде областей Украины
Происшествия
Землетрясение произошло на границе Приморья и Китая
Мир
Шольц заявил о «консенсусе» с Зеленским по применению западного оружия
Недвижимость
Количество новостроек в продаже в РФ выросло на 30%
Происшествия
Тело женщины извлекли из-под завалов обстрелянного ВСУ дома в Донецке
Общество
Вильфанд предупредил о похолодании в Москве в начале следующей недели
Мир
В КНР назвали чрезмерной реакцию США в отношении китайского аэростата
Происшествия
Пожарный погиб при тушении жилого дома в Подмосковье
Мир
В США сошел с рельсов и загорелся грузовой поезд с опасными веществами
Происшествия
Глава Северной Осетии и журналисты попали под обстрел в Запорожской области
Мир
Экс-депутат рады заявил о скорой отставке главы минобороны Украины
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В новом учебном году из-за коронавирусных требований нагрузка на педагогов ощутимо выросла, рассказали «Известиям» в московском отделении профсоюза работников народного образования и науки РФ. Сами школьные учителя из разных регионов пожаловались «Известиям», что буквально валятся с ног. Согласно проведенному профсоюзной организацией опросу, 42% педагогов заявили, что их рабочий день увеличился более чем на час. Среди причин — совмещение онлайн- и офлайн-уроков и разное время начала занятий для различных классов. В Госдуме рассказали «Известиям», что готовятся рассмотреть в первом чтении законопроект о повышении базового оклада учителя.

Час от часу

Чтобы оценить, выросла ли нагрузка на учителей в связи с требованиями ковидной эпохи, московское отделение профсоюза работников народного образования и науки РФ провело опрос «Школы против коронавируса». 42% педагогов отметили, что их рабочий день увеличился более чем на час. Еще у 23% респондентов он удлинился на 30–60 минут, о показателе «менее получаса» заявили лишь 18% опрошенных.

У преподавателей стало уходить больше времени на коммуникации с детьми, родителями и коллегами (это утверждают 59,5% участников опроса), а также появилось много дополнительных непедагогических обязанностей (38%). О том, что в их классах есть дети, которые сейчас учатся дистанционно, заявила треть (31%) учителей.

Исследование проводилось в сентябре, в нем приняли участие 1 тыс. столичных педагогов.

Данные опроса станут основой для экспертного обсуждения с представителями профильных ведомств, потому что нагрузка на педагогов явно выросла и проблема требует решения, подчеркнула в разговоре с «Известиями» председатель московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Марина Иванова.

Но сверхурочно работают не только столичные педагоги.

— На самом деле нагрузка растет с каждым годом, это очень ощущается на фоне недобора учителей в школах — их не хватает. Когда человек и без того вынужден работать сверх нормы, на него сваливаются новые требования, — посетовал в беседе с «Известиями» педагог из Саратова, пожелавший не раскрывать своего имени. — Учителя — адекватные люди, мы понимаем, что эти правила вводятся ради безопасности детей, но нам-то что с этим делать? Мы никаких доплат даже не получаем, а требования усиливаются.

Учительница из Челябинской области, также не пожелавшая раскрыть свое имя, сказала «Известиям», что самое сложное — совмещение онлайна с офлайном. Дистанционный урок длится дольше, объяснять материал сложнее, условия интернет-соединения и качество техники не всегда позволяют вести занятие, не отвлекаясь на сторонние проблемы.

Обучение, а также общение, которое происходит в живом режиме, сложно реализовать в онлайне, подтвердила заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

— Либо это отнимает куда больше времени за счет необходимости проверить подключение, установить контакт и так далее. Но даже если убрать эту составляющую, проверка работ учеников, которые занимаются удаленно, тоже очень трудоемкое занятие, — считает она.

По новым правилам педагоги-предметники сами ходят в класс к ученикам, а не наоборот. И даже одна «эта беготня» отнимает много времени и сил, поделилась с «Известиями» завуч из Татарстана.

— Теперь начало перемены — это обед для одних классов, ее конец — обед для других, а каждый учитель — это классный руководитель. Нужно успеть проследить и за «своими», и за теми, которые обедают. У нас в школе есть молодые учителя, и даже они к концу дня еле-еле волочат ноги. А еще ведь есть требования по санбезопасности! — пожаловалась она.

Усталость педагогов замечают и родители.

— Мы видим, как им сложно, как трудно организовать очно-заочную историю. Это и физически, и морально тяжело. Отражается и на работоспособности, и на здоровье, — поделилась директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.

Ранее «Известия» писали, что часть школьников вернулась к дистанционному обучению — в разных регионах классы или целые учебные заведения отправились на карантин из-за случаев заражения COVID-19. Класс, отправленный на карантин, начинает учиться онлайн по своему расписанию. То есть дети просто возвращаются к схеме, отработанной во время весенней самоизоляции. Педагоги выходят на онлайн-уроки из кабинета, который закреплен за классом. В самих учебных заведениях занятия для разных классов начинаются в различное время, отменены школьные звонки.

За себя и за того парня

Подавляющее большинство учителей в России сегодня работает на полторы ставки, а каждый седьмой — на две, подчеркнул первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

— Кроме того, в регионах, за исключением Москвы и некоторых северных территорий с высокой заработной платой, учитель работает за себя и за того парня, а получает только за себя, — заявил он.

Перевод на дистанционное обучение и последующее совмещение онлайна с офлайном резко увеличили нагрузку на учителей, согласен депутат. В Госдуме давно обсуждают возможность повышения зарплат педагогам. Сейчас это могло бы стать для них существенной поддержкой.

В ближайшее время Госдума будет рассматривать в первом чтении законопроект, смысл которого в том, что базовый оклад учителя должен быть не ниже двух минимальных размеров оплаты труда по России, — отметил Олег Смолин.

Сегодня, согласно майским указам президента, зарплата школьного учителя должна быть не ниже среднего показателя по региону. Однако зачастую эта планка поддерживается только за счет сверхурочной работы педагогов, рассказала Ирина Абанкина.

— Пока никаких изменений в области нормирования труда не предложено, — сказала она. — Сейчас базовая часть зарплаты учителя составляет 70%, а оставшиеся 30% — это стимулирующие и компенсационные выплаты. Можно было бы решить вопрос за счет вторых. По Трудовому кодексу как раз за работу в условиях, отличающихся от нормальных, положена компенсация.

Однако такие выплаты, отметила профессор, жестко регламентируются, а финансового резерва, который бы позволил реализовать механизм во всех школах, нет.

«Известия» отправили запрос в Минпросвещения, чтобы выяснить, готовит ли ведомство меры поддержки учителей.

Читайте также
Реклама