Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С приходом осени процесс урегулирования конфликта в Донбассе в очередной раз застопорился. Причины довольно традиционные: отсутствие желания сторон идти на компромиссы. Важно, что нынешняя заморозка переговоров произошла после постановления украинского парламента относительно региональных выборов в стране, которые должны состояться 25 октября. В документе содержатся пункты, противоречащие Минским соглашениям.

Естественно, как только Верховная рада приняла такое решение, республики Донбасса заняли принципиальную позицию и потребовали изменить постановление, фактически отказавшись вести переговоры до этого момента.

Основываясь на публичных заявлениях представителей Украины и донбасских республик, с большой долей вероятности можно предполагать, что стороны не готовы идти на уступки. И, как следствие, до конца октября ожидать каких-либо договоренностей не приходится. После того как выборы состоятся, проблема сама собой будет разрешена и переговоры продолжатся.

Такая пауза в большей степени негативно сказывается на украинской стороне, так как, по замыслу Владимира Зеленского и его окружения, Киев пытался добиться проведения «нормандской встречи» на уровне глав государств до этих выборов и событие можно было использовать как эффективный инфоповод. Особенно хорошим подспорьем для президента и его команды это стало бы на фоне снижения рейтингов как самого украинского лидера, так и его политической силы. Как показали прошедшие в Берлине переговоры политических советников глав «нормандских» государств, остается достаточно большое количество нерешенных проблем, которые были формализованы на предыдущем саммите в декабре прошлого года в Париже. И в обозримой перспективе ожидать прорывов явно не следует.

На фоне заморозки переговорного процесса в очередной раз была открыта заочная дискуссия относительно смены переговорной локации Трехсторонней контактной группы (ТКГ). Подобные инициативы появлялись и раньше. Еще в 2014 году наряду с Минском рассматривались варианты проведения заседаний в Астане (теперь — Нур-Султан) или Баку.

Сейчас украинская сторона вновь стала инициатором этой дискуссии. Причина — позиция Киева по событиям в Белоруссии. Так как Украина явно солидаризировалась с Европой и заявляет о непризнании Александра Лукашенко президентом, видимо, в ближайшее время переговорная площадка с высокой долей вероятности будет изменена.

Рассматривается несколько потенциальных мест для переговоров ТКГ. Основные критерии отбора — приемлемость официальной позиции принимающей стороны относительно конфликта в Донбассе для всех участников переговоров и готовность такого государства предоставить свою территорию для диалоговой площадки. Логистическая достижимость в принципе сопоставима у всех потенциальных вариантов.

Среди мест, которые сейчас чаще всего обсуждаются, можно выделить Женеву как один из общепризнанных переговорных центров в мире, находящихся на территории нейтральной Швейцарии. А также столицы Финляндии — Хельсинки, Швеции — Стокгольм, Австрии — Вена.

Вторым эшелоном потенциальных площадок для переговоров выступают Братислава, Париж, Кишинёв и Белград. На Украине некоторые политики пытаются предлагать такие экзотические варианты, как прибалтийские столицы, однако эти локации явно неприемлемы для представителей ДНР и ЛНР.

Наряду с европейскими городами, рассматриваются и столицы Казахстана и Азербайджана, тем более что главы этих государств неоднократно предлагали свои услуги по организации переговорного процесса по Донбассу.

Удивляет, что ни на Украине, ни в донбасских республиках не появилась идея организовать переговоры по урегулированию конфликта в самом Донбассе — самом логичном и закономерном месте, а именно в «серой зоне», которая располагается между Украиной и ЛДНР. На основании предварительного анализа можно предложить несколько потенциальных локаций: Станица Луганская; КПВВ Майорск – КПП Горловка; Золотое.

Как со стороны Украины, так и со стороны донбасских республик к этим локациям оборудованы приемлемые подъезды, а в «серой зоне» существует ряд объектов, которые можно использовать в переговорных целях. Но самое важное, что таким решением все вовлеченные стороны продемонстрируют, что они уважают обычных граждан, которые вынуждены уже более шести лет преодолевать очень большие трудности для пересечения линии соприкосновения.

Размещение переговорной площадки в «серой зоне» стало бы очень символичным решением, демонстрирующим максимально конструктивный настрой участников, что в значительной степени повлияло бы на более эффективную работу ТКГ и всех четырех подгрупп.

Нет сомнений, что, если переговорная площадка будет размещена в «серой зоне», этот фактор также станет гарантией прекращения вооруженного противостояния в этом районе и, как следствие, будет образован новый безопасный участок. Решение за участниками переговоров.

Автор — директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир