Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Общество
В ООН отреагировали на гибель военкора «Известий» Семена Еремина
Мир
CENTCOM заявил о непричастности США к взрывам на военной базе в Ираке
Общество
Инженеры Ясненского ракетного соединения возводят водоотводные каналы в Оренбуржье
Мир
Белоруссия сняла запрет на импорт продукции производителя чая и кофе «Орими»
Общество
Адвокат Блиновской сообщила о ходатайстве СК продлить ей арест
Мир
Bloomberg рассказало о просьбе Израиля к США о дополнительной помощи
Мир
КНДР провела тестовый запуск новой зенитной ракеты
Политика
Полянский назвал заседание СБ ООН по ОБСЕ «экзистенциальной тоской»
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
Синоптики предупредили москвичей о порывах ветра и небольших осадках 20 апреля
Происшествия
В районе Курил были зарегистрированы два землетрясения магнитудой 4,7
Происшествия
Удар молнии повредил взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Происшествия
Системы ПВО и РЭБ подавили БПЛА над Рязанской областью
Происшествия
Губернатор Смоленской области сообщил о пожаре на ТЭК после атаки беспилотника

«Не планирую находиться на своем посту много-много лет»

Президент РФБ Андрей Кириленко — о предстоящих выборах, контракте главного тренера сборной Сергея Базаревича и силе обновленного ЦСКА
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

20 августа состоятся выборы президента Российской федерации баскетбола (РФБ). Последние два раза главу организации, знаменитого в прошлом игрока Андрея Кириленко, избирали на безальтернативной основе. В этот раз ситуация может измениться. В интервью «Известиям» Кириленко рассказал о своем отношении к возможным соперникам, ответил на критику руководителя «Автодора» Владимира Родионова, объяснил ситуацию с контрактом главного тренера сборной Сергея Базаревича и прокомментировал комплектование российских топ-клубов.

— Вы как-то готовитесь к выборам?

— У нас создана рабочая группа, которая занимается всеми необходимыми вопросами. Я абстрагировался от этого, чтобы максимально избежать конфликта интересов. Хочу, чтобы все потенциальные кандидаты на пост главы РФБ имели равные возможности довести до регионов свои программы и цели. Важно, чтобы у них не было никакой боязни. Прекрасно понимаю, что во многих областях есть некая забитость в данном плане. Люди думают так: у нас есть действующий руководитель, и если я его публично поругаю, то мне это аукнется. В РФБ иная ситуация, я приемлю любые высказывания. Лучше не популистские, конечно, но к любой критике я готов.

— Хотелось бы получить соперника? Не надоели безальтернативные выборы?

— Если будет соперник — отлично, почему нет? Главное, чтобы у него было свое видение, своя программа, здравый посыл направленный на развитие баскетбола. На прошлых выборах президента США я видел пару дебатов Трампа с Хилари Клинтон. Они выступали не с программой, направленной на улучшение жизни людей, а всякий раз пытались донести до избирателей, как ужасен их оппонент. Я этого не понимаю. То есть ты идешь на определенную должность, чтобы реализовать свою программу или чтобы показать, как плох твой соперник?

В идеале я хочу иметь ситуацию, когда РФБ возглавит новый человек, мы бы спокойно сели с ним за чашкой кофе и я передал ему все дела и проекты федерации. Поверьте, я не планирую находиться на своем посту много-много лет. Не вижу такого сценария. Всё равно наступит момент, будет ли это через год или через четыре, когда я уйду. И могу точно сказать, что мой преемник не получит федерацию в таком виде, в каком её получил я.

— Речь о долгах?

— Ладно еще долги, но мы не могли найти многие документы, бухгалтерия, все юридические договоры были в ужасном виде. Плюс было шаткое международное положение, в тот момент нас могли полностью лишить международного статуса. В этой области мы проделали колоссальную работу. Мне кажется, что с 2015 года я четыре раза облетел земной шар, занимаясь международными вопросами РФБ и баскетбола.

В идеале я вижу, что за международную деятельность РФБ должен отвечать сильный руководитель, который будет заниматься этим 24/7. Невозможно одному человеку вести все внутренние дела и постоянно путешествовать по миру по рабочим вопросам ФИБА.

— Чем вы больше всего гордитесь как руководитель РФБ?

— Удалось сделать многое. Понимаю, что это размытый критерий. По сравнению с NBA мы ничего не сделали. По сравнению с тем, что было в РФБ до моего прихода, мы добились колоссального прогресса. Правда где-то посередине, и этого недостаточно, чтобы люди сказали: «С баскетболом в России всё стало классно». Думаю, должно пройти еще определенное количество времени, чтобы наши проекты обросли мясом, полноценную систему не выстроить за 3–4 года.

При этом скажу, что в резервных сборных у нас есть система. Из года в год мы повышаем свой результат и четко понимаем, какие шаги к нему приводят. Да, может, они не самые впечатляющие, но есть уже и победы. Я говорю не про золото женской сборной (U-19) на чемпионате мира. Это произошло в первый год моей работы. А вот то, что в 2019 году наши девочки (U-16) выиграли чемпионат Европы, а мальчики этого же возраста впервые попали на ЧМ — это процесс системной работы. Минспорт дает финансирование только начиная со сборной U-16, но мы за собственные деньги начинали собирать девочек и мальчиков в тренировочные лагеря с 14 лет. Таким образом, у них было на два года международного опыта больше. Это приносит результат. Помимо командных результатов, у нас сейчас очень много представителей в NCAA. Я никогда такого не видел и очень рад этому факту.

— Причем многие выступают за сильные университеты…

— В том-то и дело. Gonzaga (Павел Захаров), University of Florida (Самсон Руженцев), Utah State (Захар Ведищев), Cincinnati Bearcats (Виктор Лахин)… Это университеты с сильной баскетбольной программой. Я поздравляю ребят с этим. Понятно, что это только начало и не повод задирать нос, но потенциально все эти баскетболисты способны вывести свои навыки на топовый уровень. Если из них двое заиграют в NBA — это будет круто, если один из них станет игроком стартовой пятерки заокеанского клуба — просто отлично. Если после университетов они все вернутся играть в Единую лигу — тоже хорошо.

Конечно, в том, что они уехали в США, нет нашей полноценной заслуги. Это скорее работа их тренеров на местах, но мы собирали этих ребят с 16 лет, работали с ними примерно по месяцу каждое лето. Они показали классную игру на ЧМ-2019 (U-19), когда зарубились с американцами, обыграли сербов, литовцев… В итоге заняли пятое место. Плюс в этой команде был Никита Михайловский, который я надеюсь, все-таки будет выбран на драфте NBA в 2021-м. Видно, что это поколение похоже на плеяду 1985-1986 годов: Фридзона, Понкрашова, Воронова, Курбанова… Они тоже здорово смотрелись в юниорах, а потом безболезненно перешли в национальную сборную.

— Вы активно занимаетесь строительством комплексов по баскетболу «3х3» в регионах. Готовите ли новые открытия?

— На 2021 год у нас запланировано при поддержке одного крупного банка строительство семи центров уличного баскетбола. По типу тех, что мы уже открыли в Калининграде, Рязани и Москве. С зоной для уличного фитнесса, шестью-семью площадками, где можно поиграть в баскетбол. Плюс еще один большой проект будет реализован в Оренбурге. Там идет реконструкция набережной и один сегмент будет уделен баскетболу «3х3».

— То есть спонсоры постепенно потянулись в баскетбол?

— Важно, что нам удалось восстановить имидж и репутацию федерации. При моем предшественнике РФБ ассоциировалась больше со скандалами и судами. И ни один спонсор не хотел с нами работать, на РФБ смотрели, как на прокаженных. Люди вели переговоры с Андреем Кириленко, а не с федерацией. Прошло три-четыре года, и к нам стали сами приходить партнеры. Я не могу сказать, что мы получаем какие-то заоблачные контракты, но это отличный знак, что своей работой мы показали способность реализовывать интересные проекты.

— Президент «Автодора» Владимир Родионов подверг вас критике за слова, что без травм и в полном составе наша мужская национальная команда входит в четверку лучших европейских сборных. По его мнению, мы за пределами первой десятки.

— Мне кажется, что я говорил это после Евробаскета-2017, где мы заняли четвертое место. Непонятно, почему сейчас эту цитату все начали обсуждать. Что касается Владимира Евстафьевича, то он мне искренне нравится. Он живет баскетболом, тратит на него личные средства, но его высказывания порой противоречат его действиям. Он говорит, что надо развивать молодых игроков, но в «Автодоре» в основном играют легионеры. Каждое лето саратовский клуб набирает новых иностранцев на первые роли, а воспитанники получают совсем немного игрового времени. Если бы Родионов на своем примере показал, что команда действительно делает ставку на своих ребят, то это было бы по-настоящему сильно.

— Родионов считает, что мы уступаем Германии, Хорватии, Италии, Словении, Турции…

— Мы точно не слабее этих сборных. А если конкретно говорить про Италию и Турцию, то это смешно. Они в последнее время плохо играют. У словенцев ушел Драгич, за них больше не выступает Рэндольф. Из звезд у них остался только Дончич. Да, они действующие чемпионы Европы, но но чемпионат мира без своих лучших игроков они выйти не смогли. А мы играли в Китае. Хорватов мы обыграли в плей-офф Евробаскета. Это лишь подчеркивает, что любое подобное мнение можно легко разбить.

Понимаю, что оценку нынешнему поколению сборной может дать олимпийская квалификация. Дай бог, чтобы нам удалось собрать всех сильнейших на мини-турнир в Сплит.

— Глава тренерского совета РФБ Станислав Еремин считает, что Сергею Базаревичу надо дать новый длительный контракт. Как вы к этому относитесь?

— Мы работаем с Сергеем Базаревичем четыре года. Из того состава, который был у нас в распоряжении, он всегда выжимал максимум. Сергей Валерианович способен поставить конкурентноспособную игру, за которую не стыдно нашим болельщикам. В каждом матче мы имеем шанс выиграть, для меня это самое главное.

Поэтому у меня нет мыслей, что главным тренером сборной сейчас может стать кто-то другой. Возможно, в какой-то момент что-то изменится. Он придет ко мне и скажет, что устал от сборной или что-то еще. Но на сегодняшний день нет никаких предпосылок говорить о возможном уходе Базаревича. А продление контракта — это уже технический момент. Когда соглашение подойдет к концу, то мы сядем, обсудим условия и пролонгируем его.

— ЦСКА подписал двух звезд европейского баскетбола: Торнике Шенгелию и Николу Милутинова. Теперь армейцы пройдутся катком по всем в Единой лиге ВТБ?

— Не думаю, что они будут всех рвать. ЦСКА остался примерно на том же уровне, что и в прошлом сезоне. Их задача обыгрывать всех и вся во всех турнирах. И если бы они подписали не Шенгелию и Милутинова, а, например, Томича и Уилбекина, то ничего бы не изменилось.

Также не стоит забывать, что, приобретя Милутинова, армейцы потеряли Хайнса, который был очень важным игроком. Он придавал огромную уверенность команде. Воронцевич долгие годы олицетворял ЦСКА и, безусловно, с этой точки зрения это потеря. Также ушли Куфос, Миша Кулагин, Сент-Рос, Бэйкер… Это не были определяющие игроки, но ростер-то уменьшился. А у ЦСКА очень плотный график, и тренеру будет сложнее распределить нагрузку.

— Может быть, молодые ребята — Андрей Лопатин и Александр Хоменко — будут получать игровое время?

— Я бы не надеялся на это. Как показывает практика, в наших топ-клубах не делают ставку на молодых игроков. За очень редким исключением.

— Что думаете о главных конкурентах ЦСКА в Единой лиге — «Химках» и «Зените»?

— «Химки» точечно усиливаются и делают это очень грамотно. С приходом Мики, Монро и Воронова подмосковный клуб будет еще сильнее, вновь сможет на равных соперничать с ЦСКА во внутреннем чемпионате и бороться за выход в плей-офф Евролиги. По «Зениту» мне сложно сказать что-то конкретное. Команда вновь серьезно изменилась, и им потребуется какое-то время на поиск своей игры. Посмотрим, насколько затянется этот процесс.

Прямой эфир