Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Атомный подводный крейсер «Томск» вернулся на Камчатку
Мир
Минобороны РФ сообщило об уничтожении украинского дрона над Курской областью
Происшествия
Силы ПВО уничтожили снаряд РСЗО «Ольха» и два БПЛА ВСУ над Белгородской областью
Мир
Рогов предрек Украине масштабную волну репрессий для запугивания
Политика
Глава ДНР отметил качество вооружения ВС России
Мир
Американский конгрессмен назвал рост инфляции причиной отказа мира от доллара
Мир
Politico назвало сына аятоллы Хаменеи преемником отца после гибели Раиси
Мир
Гросси назвал ситуацию на Запорожской АЭС тревожной
Мир
В США заявили об игнорировании Вашингтоном атак Киева оружием НАТО по России
Туризм
Россияне назвали лучшие города для путешествий в одиночестве
Мир
Испания объявила о подготовке нового пакета военной помощи Украине
Мир
Сунак объявил «день позора» в Британии из-за скандала с зараженной кровью
Мир
Politico узнала об опасениях США обвинений со стороны Ирана в гибели Раиси
Мир
Китай выразил разочарование отклонением СБ ООН резолюции РФ по космосу
Экономика
Власти облегчат ведение бизнеса в специальных зонах
Мир
Совет Евросоюза 21 мая утвердит решение по доходам от активов России
Армия
Военные ВС РФ уничтожили укрепленный опорпункт ВСУ при помощи наземного дрона

Встреча перед прощанием

Игумен Нектарий (Морозов) — о смысле Вербного воскресения и его значении для христиан 
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За неделю до Пасхи Православная церковь отмечает великий праздник — Вход Господень в Иерусалим. Тот, что на Руси с давних пор именуют иначе, — Вербное воскресенье. Это, пожалуй, один из самых популярных праздников среди крещеных, но нецерковных людей.

На Вербное воскресенье храмы наполняются народом — как прихожанами, так и теми, кто приходит сюда, держа в руках веточки вербы, чтобы впервые за долгое время помолиться за богослужением, а после подойти к священнику и попросить окропить веточку святой водой и затем унести ее домой как какое-то сокровище, ценность которого трудно объяснить рационально, но гораздо легче ощутить сердцем. И в этом есть, с одной стороны, что-то удивительно детское, трогательное — как и в самой только распустившейся вербе, а с другой, грустное, тревожащее душу — отсутствием ясности, полного понимания смысла. Впрочем, и сам праздник — Вход Господень в Иерусалим — точно такой же: и трогательный, и в каком-то отношении отчасти детский, и грустный, тревожащий сердце.

Господь наш Иисус Христос в течение трех лет Своего земного служения обходил города Иудеи и Палестины, проповедуя Царствие Небесное, исцеляя безнадежно больных, изгоняя бесов из одержимых ими, возвещая неслыханный дотоле на земле закон любви и милосердия. Множество людей знакомились с Его учением, становились свидетелями никогда прежде не происходивших на земле чудес, а Он оставался «странником, не имеющим, где главы преклонить». Не имеющим ни земной власти, ни имущества, ни богатых чертогов, ни роскошных одежд — всего того, что с точки зрения людей могло служить признаками какого-то особенного звания или избранничества.

Он день за днем являл в Себе Самом принципиально иной образ величия и достоинства. Показывая, что это значит: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26). И уточняя — для тех, кто всё равно этого не понимал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45).

И всё же слышавшим о Нем, окружавшим Его людям очень хотелось, чтобы Он оказался тем, кого они так ждали — Мессией, который даст им преимущественное положение между другими народами, могущество, власть, чтобы все увидели, что они — избранники Божии, люди не равные и не подобные никому. Он говорил с ними о Царстве Божием, о возвращении в дом Небесного Отца, о блаженстве нищих духом, плачущих о своих грехах и стремящихся к сердечной чистоте, а они грезили о времени, когда исключительность их земного положения станет для всех очевидной. Он объяснял им, какова ценность смирения, призывал научиться от Него, потому что Он — «кроток и смирен сердцем», а они фантазировали о том, кто займет место в будущем царстве повыше и поближе к Нему.

И вот незадолго до иудейской Пасхи случается событие, уникальность которого потрясает всех, кто узнает о нем: Христос уже не просто исцеляет, Он воскрешает, то есть возвращает от смерти к жизни человека, который уже четыре дня как умер и погребен — Лазаря, жителя Вифании, брата Марии и Марфы. Того самого, в чьем доме Он бывал, человека, хорошо известного — настолько, что и смерть его стала событием. А уж тем более — его восстание из гроба.

Весь Иерусалим пришел в движение: каких еще нужно было ожидать доказательств, что именно Он — Мессия? И вот множество людей выходит навстречу Спасителю, идущему в город на праздник. Они приветствуют Его, воздавая Ему царские почести. Звучат возгласы «Осанна!», что значит «Спаси же», и «Осанна в вышних!», то есть «Спасение с неба». И не ограничиваясь этими восхвалениями, люди снимают с себя одежды, чтобы постелить их на дорогу, по которой Он приближается к ним. А в руках у многих — пальмовые ветви, те самые, с которыми принято было встречать героев, возвращающихся с войны (именно их, отсутствующих в наших широтах, заменяет нам верба). И среди этих людей — дети, которые тоже не могут сдержать своей радости и восторга, так что их голоса вливаются в общий хор, делая его еще более торжественным и трогающим сердце.

Такая встреча. День славы и хвалы. И среди всего этого — Он, знающий, что впереди — предание Его в руки врагов, неправедный суд и распятие. Что большинство кричащих «Осанна!» точно так же спустя совсем короткое время будут кричать «Распни, распни Его!» или просто растерянно молчать. Что Его, сегодня именуемого Царем, нарекут преступником и злодеем.

Что через всё это будет необходимо пройти не ради чего-то иного, а ради этих же самых людей. Чтобы на Кресте искупить их грехи и открыть для них путь к примирению с Тем, Кто их сотворил и привел в этот мир. Чтобы явить в Себе образ той любви, больше которой нет и не может быть. Чтобы мы поверили в ее истинность, в то, что у нее нет никаких границ и пределов и что нет никого, кого бы она не обымала собой. И чтобы каждый, чье сердце откликнется на нее, в этом самом отклике и обретал для себя дорогу к спасению, сам становился не только любимым, но и любящим, и жил по единственному верному, созидающему жизнь закону — любви.

Это те самые мысли, с которыми нам нужно идти после богослужения Входа Господня в Иерусалим домой. То, о чем должна напоминать нам маленькая веточка вербы, зажатая в руку или бережно хранящаяся в уголке с иконами. То, о чем нам вообще никогда не следует забывать.

Автор — настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Саратове, председатель благотворительного фонда «Хорошие люди»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир