Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Степовое в Запорожской области
Общество
Блогера Лерчек оставили под домашним арестом
Мир
В США отметили мастерскую работу операторов дронов ВС РФ в Курской области
Армия
Система «Купол Донбасса» за неделю сорвала 198 атак украинских БПЛА в ДНР
Мир
Мантуров заявил об ожидаемом увеличении поставок сельхозпродукции из РФ в Катар
Мир
Vietnam Airlines возобновит рейсы Ханой — Москва спустя три года после перерыва
Мир
Руанда разорвала дипломатические отношения с Бельгией
Мир
Совет ЕС одобрил финансовую помощь Украине на €3,5 млрд
Мир
СВР заявила о мерах Запада по сокрытию распространения идеологии нацизма на Украине
Спорт
Россиянка Мирра Андреева поднялась на третье место в чемпионской гонке WTA
Мир
Песков подтвердил подготовку разговора Путина и Трампа
Мир
Политолог назвал отстранение Кулюхина противоречием свободе прессы
Общество
В Госдуме намерены увеличить штрафы для должностных лиц за нарушения в сфере ЖКХ
Общество
ФТС пресекла канал контрабанды авиационных запчастей в ОАЭ и Республику Конго
Мир
Суд в Грузии приговорил Саакашвили еще к 4,5 года тюрьмы за нарушение границы
Наука и техника
Самолет Superjet с российскими двигателями ПД-8 совершил первый полет
Мир
Путин выразил надежду на поддержку народом Таджикистана добрых отношений с РФ

Украинский маневр S7

Заместитель главного редактора «Известий» Иван Чеберко — о попытке восстановить российско-украинскую ракетную кооперацию
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

В минувшую пятницу «Южмаш», украинский производитель ракет, сообщил о возобновлении производства носителей «Зенит» по заказу S7 Sea Launch Limited — структуры S7 Group Владислава Филёва, которая главным образом известна как материнская фирма второй по объему перевозок российской авиакомпании. Заказано 12 ракет.

В прошлом году S7 Group приобрела права на плавучий космодром Sea Launch. Он создавался именно для запусков ракет «Зенит», производство которых фактически прекратилось в 2013 году (тогда у «Южмаша» закончились средства на комплектующие). Теперь днепропетровское предприятие в лице S7 нашло, по сути дела, инвестора, что, судя по тексту пресс-релиза, случилось весьма кстати.

«Подписанием этого контракта сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса, в котором пребывал «Южмаш» начиная с 2013 года и который стал следствием обвального сокращения объемов производства», — говорится в официальном сообщении украинской компании. И далее: «Настойчивая трехлетняя работа специалистов предприятия по загрузке производства дала плоды. Сегодня портфель заказов «Южмаша» на ближайшие годы превышает $350 млн».

Исторически «Южмаш» сосуществует с днепропетровским КБ «Южное» — крупнейшим ракетным конструкторским бюро на территории бывшего СССР. В нем, по данным за 2016 год, трудились 5 тыс. (!) человек. В 2016 году поднимался вопрос об объединении КБ и «Южмаша», решение пока не принято.

КБ «Южное» — это известнейший разработчик грозного ракетного оружия — до сих пор стоящих на вооружении комплексов Р-36М, например, именуемых «Воевода» или «Сатана» по классификации НАТО. Разумеется, КБ «Южное» занимается военной тематикой и сегодня. Периодически появляется информация о разработке в «Южном» ракетной системы «Гром», которая по характеристикам близка к российскому «Искандеру» и способна относить заряд на 450 км. 12 апреля этого года генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярёв на пресс-конференции сообщил, что «Гром» находится на стадии «окончательной доводки ракеты».

Испытания новых образцов днепропетровской ракетной техники отражаются в украинской прессе заголовками типа: «Как украинские «Ольха» и «Гром» пробьют «ракетный щит» Путина». Это потому, что украинские журналисты, так же как и мы с вами, способны предположить, где и против кого может быть применено новое ракетное оружие. Тем более что баллистические ракеты уже были применены украинскими войсками в ходе конфликта в Донбассе.

В этом контексте у многих возникает логичный вопрос: нормально ли для российской компании в нынешних условиях финансировать днепропетровскую ракетную промышленность? Можно сформулировать несколько по-другому: хотят ли российские авиапассажиры, чтобы деньги, которые они платят перевозчику, шли на укрепление украинского оборонпрома? Речь ведь идет об очень больших суммах — 12 носителей «Зенит» стоят не меньше $700 млн.

Все эти вопросы, разумеется, нужно задать прежде всего представителям S7, которые пока что отказываются как-либо вообще комментировать ситуацию.

А в «Роскосмосе» случившееся прокомментировали оперативно и довольно понятно. Исполнительный директор госкорпорации по коммуникациям Игорь Буренков заявил «Известиям»: «Мы с сожалением видим, что процессы, которые начались в 2014 году, ни к чему хорошему не привели. Украинцы сами прекрасно понимают, что сейчас у них нет условий для производства этих ракет. А у «Роскосмоса» нет никаких обязательств по поставке двигателей на Украину».

На основе этого комментария, особенно его последнего предложения, можно допустить, что «Зениты» «Южмашу» сделать не удастся — «Роскосмос» не поставит комплектацию, и собирать украинцам ракеты будет не из чего. «Зенит» на 75% состоит из российских деталей и агрегатов, в том числе из РФ поставляли маршевые двигатели, замену которым найти практически невозможно.

Владиславу Филёву всё это, скорее всего, известно, поэтому он мог посоветоваться с «Роскосмосом» перед тем, как подписывать контракт с украинской компанией. Владелец S7 наверняка догадывается, что в условиях торговой войны и всё ухудшающихся отношений с Украиной восстановить межгосударственную кооперацию в части ракетостроения будет довольно затруднительно. И тем не менее соглашение заключено, и даже если ракет не будет, последствия всё равно наступят. Их нельзя назвать обнадеживающими. S7 Group сегодня — это российский флагман частного сектора в космической отрасли. Много уже сказано, и много говорится о необходимости развития частного космического бизнеса в России. Кое-что в этом направлении делается — вот частной компании продали тот же плавучий космодром Sea Launch, например. Хотя у теории о необходимости развития и поддержки частного космоса есть как сторонники, так и противники. И подобного рода контракт S7 Group с «Южмашем» — это едва ли не козырной туз на руки тем, кто хотел бы притормозить российский частный космический бизнес. Понимает ли это владелец S7, избегающий давать интервью в последнее время? Обязательно нужно расспросить его об этом.

Автор — заместитель главного редактора «Известий»

 

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением