Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Банки стали чаще отказывать клиентам в обслуживании

Количество расторгнутых договоров увеличилось вдвое
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2016 году банки расторгли договоры на обслуживание с более чем 4 тыс. граждан и компаний, что вдвое больше аналогичного показателя за 2015 год. Об этом «Известиям» рассказали в Росфинмониторинге. По словам экспертов, банки снимают с себя повышенные риски, но в результате отказ могут получить и вполне благонадежные клиенты.

Банки с 2014 года получили право отказывать в обслуживании и проведении операций высокорискованным клиентам. В 2015 году Центробанк призвал кредитные организации делать это активнее. Тогда, по данным финразведки, банки ежегодно отказывали в проведении операций 30 тыс. клиентов, но случаев прекращения их обслуживания было в 10 раз меньше, то есть 2,3 тыс. После этого кредитные организации усилили бдительность по отношению к клиентам, констатировали в Росфинмониторинге.

Это дало результат. По данным ЦБ, объем сомнительных финансовых операций в России снизился с $1,5 млрд в 2015 году до $800 млн в 2016-м.

В 2017 году случаев расторжения банками контрактов с гражданами и компаниями стало меньше, чем в прошлом году, и в финразведке это объяснили снижением объема сомнительных операций.

— Ситуация требует дополнительного, более подробного анализа, но, по нашему мнению, основные причины могут быть связаны с четко наметившейся тенденцией снижения объема теневых операций, «очищением» национальной банковской системы. Хотелось бы отметить, что основная цель заградительных мер — не выдавить клиента из финансового сектора (здесь существуют риски ухода в теневую экономику). Основная цель — отказать в банковском обслуживании, в случае если клиент не раскрывает характер и источники происхождения средств, в том числе в рамках конкретной сделки, — пояснили в Росфинмониторинге.

В прошлом году ЦБ и Росфинмониторинг разработали механизм обмена сведениями с банками по поводу подозрительных клиентов. Росфинмониторинг собирает информацию у участников финрынка о клиентах-отказниках и направляет в ЦБ, а регулятор формирует черные списки и направляет их в банки.

По словам партнера компании «Деловой профиль» Армена Даниеляна, увеличение активности банков в раторжении договоров с клиентами связано с усилением контроля ЦБ и Росфинмониторинга за теневыми схемами.

— Под санкции обычно попадают совсем новые клиенты, в том числе физические лица и индивидуальные предприниматели, снимающие со счетов большие суммы наличных денег практически сразу после их поступления на счет. Такие операции могут квалифицироваться как обналичивание, — отметил Армен Даниелян. — Другим наиболее часто встречающимся случаем прекращения обслуживания физических лиц по банковским картам является подозрение в использовании картсчета для осуществления коммерческой деятельности. Основным признаком в данном случае являются множественные поступления денежных средств от разных юридических и физлиц. Третьим часто встречающимся признаком сомнительных сделок, вызывающим подозрения у кредитной организации, является отсутствие обратной связи с клиентом, а также отсутствие юрлица по заявленному адресу, что часто характерно для фирм-однодневок.

По мнению зампреда Национального совета финансового рынка Александра Наумова, усиление активности, направленной на закрытие сомнительных счетов, может иметь обратный эффект.

— По заявлению FATF (Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), практика де-рискинга, когда банки отказывают в обслуживании целым категориям клиентов, подозревая их в отмывании, не является правильной, — пояснил Александр Наумов. — Де-рискинг относится к феномену, при котором банки заканчивают или ограничивают деловые отношения с клиентами, чтобы избежать рисков, вместо того чтобы управлять ими в соответствии с подходами, установленными FATF. Учитывая объемы отзываемых лицензий, банки стараются расторгнуть отношения с клиентами, вызывающими повышенный риск.

Зампред Локо-банка Андрей Люшин согласен, что при такой политике в определенных случаях банк может лишиться потенциального клиента, однако, по его мнению, эта потеря не сопоставима с рисками, которые возникают, если банк будет обслуживать клиента, ведущего незаконную деятельность.

Читайте также:

ЦБ получил 200 тыс. жалоб на банки в 2016 году

Госдума может ограничить предельный процент ставки по микрозаймам

Студенты против кредитов

Прямой эфир