Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили 58 украинских беспилотников за ночь над территорией России
Мир
Рябков сообщил об оказании Россией материальной помощи Кубе
Мир
Politico узнало об отказе США в гарантиях безопасности Киеву до урегулирования
Мир
Сийярто обвинил Киев в прекращении поставок нефти по трубопроводу «Дружба»
Мир
Посол Степанов заявил о необходимости Канады заплатить за русофобскую политику
Мир
СМИ сообщили об обвинении DeepSeek в незаконном использовании своих технологий
Мир
Сенаторы США обвинили производителей ИИ-игрушек в публикации разговоров с детьми
Мир
Япония заявила о прогрессе в переговорах с США по инвестициям
Мир
WSJ узнала о применении США секретного оружия по воздушным шарикам
Общество
Синоптики спрогнозировали в Москве потепление 14 февраля
Мир
Reuters узнало о намерении США представить план по восстановлению сектора Газа
Общество
Путину доверяют 78% опрошенных россиян
Мир
Посол РФ рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Канаду
Мир
В Финляндии заявили о желании НАТО продолжить конфликт на Украине
Мир
Сальдо объяснил отступление наемников ВСУ из Херсона страхом
Спорт
Гребцов РФ допустили до турниров в четверках и восьмерках в нейтральном статусе
Наука и техника
Российские ученые нашли способ снижать воспаление и ускорять восстановление тканей

Прогресс неопределенности

Аналитик Андрей Айвазов — о том, как автоматизация убивает рабочие места и станет ли панацеей универсальный базовый доход
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия всё активнее подхватывает западные тенденции по автоматизации рабочих мест, что становится важным элементом оптимизации бизнес-процессов. Внедрение искусственного интеллекта — также ключевая составляющая четвертой промышленной революции, или «Индустрии 4.0», которая должна стать следующей стадией развития экономики передовых стран.

Но автоматизация, которую уже вовсю пробует финансовый сектор в лице Сбербанка, провоцирует новые вызовы, грозящие стать бичом будущего — как поддерживать уровень жизни и социальную стабильность в ситуации, когда в следующие 25 лет может быть автоматизировано более 20% рабочих мест? По самым скромным оценкам, уже к 2020 году из-за развития технологий более 5 млн человек могут потерять работу.

На Западе ответом на эти вызовы становится универсальный базовый доход. В Скандинавии запущены пилотные программы, в рамках которых жители ряда городов получают без каких-либо условий от €600 до €1500 в месяц. Поводом для внедрения таких программ стало развитие концепции социального государства, а не автоматизация. То есть базовый доход становится не попыткой решить вновь возникающие проблемы, а логичным шагом в рамках готовой к его внедрению экономики.

В российских реалиях базовый доход рассматривают именно как ответ на автоматизацию и внедрение искусственного интеллекта, но этот путь очень тернист. Каким должно быть соотношение роста экономики от автоматизации рабочих мест и доходов людей, занимавших эти сокращенные рабочие места? В самом простом описании на сокращенного в связи с автоматизацией сотрудника с зарплатой в 50 тыс. рублей у государства должны быть эти же деньги на выплату ему в рамках системы универсального базового дохода.

Ключевой критерий концепции универсального базового дохода подразумевает, что выплаты вообще не должны быть привязаны к фактам социальной жизни. В этом важнейшее отличие базового дохода от субсидий и пособий.

В качестве сбалансированного промежуточного варианта эксперты зачастую предлагают привязывать факт выплаты базового дохода и его объем к общему уровню доходов конкретного человека. Но при этом возникнет новый вариант «ловушки бедности»: при сокращении рабочих мест найти работу станет сложнее, потребуется дополнительная квалификация. И всё это даст минимальную отдачу, так как при получении работы и, соответственно, зарплаты упадет объем базового дохода.

Другое популярное предложение — это установление базового дохода в размере прожиточного минимума. Но это не решение проблемы. Население России — 145 млн человек. Прожиточный минимум — 10 тыс. рублей. Получаем 1,45 трлн, или почти 10% бюджета страны. При этом базовый доход в объеме прожиточного минимума не компенсирует потерю даже низкоквалифицированной работы и станет лишь незначительной поддержкой.

Вариант, который чаще всего рассматривают в западных странах, — повышение налогов. Однако его необходимо использовать крайне осторожно. Вводить прогрессивную ставку НДФЛ — значит давать еще один повод состоятельным гражданам менять налоговое резидентство. Повышать налоги на бизнес в кризис тоже опасно, особенно в условиях автоматизации, которая обходится компаниям в солидные суммы.

В качестве компромиссного варианта можно рассмотреть повышение ставок налога на имущество и земельного налога. В первом случае мы сохраняем крайне привлекательные 13% НДФЛ, но повышаем доходы бюджета, во втором — побуждаем собственников земли максимально ее использовать. Для тех владельцев, которые эффективно пользуются землей, можно предоставлять значительные налоговые льготы.

Обсуждалось также распределение части доходов от продажи природных ресурсов, однако они и так неотъемлемая и незаменимая часть бюджета. Пытаться увеличить экспорт полезных ископаемых — верный путь к падению цен и потерям в долгосрочной перспективе.

Альтернативная опция — взять деньги из существующих статей бюджета, сократив действующие меры соцподдержки: пособия по безработице, маткапитал, компенсационные выплаты и др. Такой вариант позволит выделить хотя бы часть нужных средств, ведь социальная политика является первой статьей расходов бюджета, занимая в нем более 30%.

В любую эпоху период перехода на новый вид экономики, начиная с первой промышленной революции, был сложен. Решение нельзя найти до того, как станет полностью понятна проблема.

Автоматизация во многом призвана составить конкуренцию низкоквалифицированному труду в развивающихся странах, заменяя его более передовыми механизмами и обновленной структурой экономики. Это дает повод задуматься над тем, чтобы вкладывать средства в повышение уровня квалификации в стране в целом, так как прогресс автоматизации и качество человеческого капитала взаимосвязаны.

Более эффективной альтернативой универсальному базовому доходу может стать переход к системе «поддерживаемой самомотивации»: государство предоставляет инструменты и поддержку для тех, кто готов прикладывать усилия к поиску своего места в новых реалиях. Базовый доход же на время останется перспективой — до роста экономики в нужном объеме.

Автор — ведущий консультант «Альянс Консалтинг»

Читайте также:

Российские экзоскелеты покоряют Южную Корею

Европа ждет инженеров из России

Япония может отказаться от продавцов в магазинах к 2025 году

Читайте также
Прямой эфир