Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Красная Шапочка» на новый лад

Режиссер Виктория Печерникова поставила спектакль о трудностях взросления
0
Фото: пресс-служба Московского театра на Таганке
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Кому в детстве на ночь не читали историю про доверчивую и беспечную девочку по имени Красная Шапочка, которая ненароком выдала свою бабушку голодному волку. Но мы-то знаем: сказка ложь, да в ней намек. Основываясь на пьесе современного французского драматурга и режиссера Жоэля Помра, Виктория Печерникова поставила на Малой сцене Театра на Таганке минималистический и очень стильный спектакль про взросление и одиночество.

В новой версии Помра детская сказка приобретает психологическую глубину и отягчается взрослыми страхами. Всего две актрисы — Анастасия Колпикова и Юлия Стожарова — изображают в этом спектакле, который идет меньше часа, и мать, и дочь, и бабушку, и волка. В этом им помогают тени, видеопроекция и зеркало.

Чтобы подчеркнуть «детскость» сказки, но в то же время вывести ее на уровень фрейдистской притчи, Виктория Печерникова лишила актрис голоса и обрекла на пантомиму, которую они исполнили в стилистике французских мимов. Под веселую, как будто детскую песенку на французском героини пляшут, играют друг с другом и строят рожицы, пока нежный женский голос за кадром в сказовой манере комментирует происходящее. Вокруг них пустое пространство — черная коробка, а сами героини походят на кукол-марионеток.

Ребрендинг претерпел также имидж Красной Шапочки, которая в новом спектакле скорее смахивает на Амели из одноименного фильма Жан-Пьера Жёне: черная стрижка каре, красная беретка, черный комбинезон в обтяжку и — важная деталь — красная помада и туфли на каблуке. Именно они становятся символом взросления, тревожным сигналом о подстерегающих опасностях.

Туфли, помада, да и сам головной убор обозначают семейные узы — в прямом смысле. Мать отдает дочери свой наряд, чтобы та вышла в свет, но переживает, как бы чего не случилось. Материнская забота подана здесь как обуза, мешающая развитию личности, подавляющая инициативы и самостоятельность. Но в итоге оказывается, что мать была права: лес таит в себе много опасностей для маленькой девочки, которую каблуки и помада не превратили в одночасье во взрослую, независимую женщину, а только сделали еще более уязвимой жертвой. Понять можно и дочку: мать целыми днями на работе, не уделяет внимания Красной Шапочке, вот она и сбегает к первому встречному волку.

Другое дело, что в спектакле нет Волка, главного агрессора и хищника, образа потенциального маньяка. Угроза как будто исходит от героинь: то от матери, то от дочери. Так выражен сформулированный Печерниковой страх потери, с которым живут все люди: матери, нелегко отпускающие детей во взрослую жизнь, и дети, которых ужасает риск потерять родителей. И так из поколения в поколение. Получается антисказка о нашей реальности и подсознательных страхах одиночества. 

Как воспримут такую аллегорическую и мрачную сказку взрослые, привыкшие пугать ею детей, но не пугаться сами? На спектакле-деконструкции они рискуют попасть в положение детей, которые в силу возраста не понимают всех тонкостей, заключенных в сказках. Но если удастся прорваться сквозь стереотипы мышления, посмотреть на сюжет постановки как на взрослый, отринув скепсис и снобизм, можно извлечь нехитрую мораль. Либо просто наслаждаться четко выверенным, почти кукольным по своей лаконичной форме театром.

Прямой эфир