Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Первые среди неравных

Киноменеджер Ольга Зинякова — о рейтинге самых успешных российских режиссеров
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Журнал Forbes впервые опубликовал список самых успешных российских режиссеров, основанный на суммарных сборах их фильмов. Для нашей индустрии рейтинг особенно показателен: в России больше, чем где бы то ни было, успех фильма измеряется сборами в прокате. В других же странах и в самом Голливуде этот критерий на втором месте после количества людей, посмотревших кино. 

Есть и еще одна культурологическая особенность: наш зритель особенно требователен к фильмам родного производства. Права на ошибку у российского кино нет. За слабое или посредственное — сразу приговор: вон из профессии! И нет благодатней темы для спора в хорошей компании, чем кино. Про футбол понятно. Про политику — надоело. А про кино каждый знает: каким оно должно быть, каким было раньше и, главное, почему сейчас не получилось таким, как надо. 

О российском кино часто говорят с раздражением. Потом спрашиваешь: «А это смотрел?» — «Да!» — «И как?» — «Нет, ну это, конечно, понравилось. Но ведь оно такое одно! А так смотреть нечего...» Спустя час в ходе горячей беседы выясняется, что понравилось не только это одно, но и о современных режиссерах есть что сказать. И актеры есть любимые. Наши. Хотя затиражированы, конечно. Но ничего. А главное, наше кино — оно с душой! Но доверия к российскому кино нет. Да и откуда ему быть, когда на одну удачу приходится несколько провалов и обманутых ожиданий.

Но если все-таки говорить об успехе коммерческом и брать чистые цифры, то окажется, что есть все-таки имена-бренды, которым зритель доверяет. И вышеупомянутый рейтинг это демонстрирует. Вот Тимур Бекмамбетов, занявший первую строку. Пришел в мир кино из рекламного бизнеса. Клиповое видение, пестрые образы и, конечно, творческий тандем с главой «Первого канала», лучшим креативщиком в индустрии Константином Эрнстом позволили создать «Дозоры». Расчет оказался верным: мы, рожденные в середине 1980-х, стали тем поколением, которому очень захотелось аттракциона. Чтобы легко, просто, понятно.

Потом случился первый сиквел. Эрнст и Бекмамбетов на волне успеха выпустили на Новый год «Иронию судьбы. Продолжение». Спорить о художественной ценности картины бессмысленно. 10 лет продолжение легендарного фильма Рязанова было самым кассовым российским фильмом и до сих пор остается самым посещаемым. Картина стала первым и последним успешным продолжением советской классики. 

Наконец, «Ёлки», также созданные студией Бекмамбетова, стали самой удачной российской франшизой. Многие говорят: да это не кино — это просто какой-то салат оливье, где всё понамешано и создатели пытаются угодить всем. А кто не любит на Новый год оливье? С колбаской-то?

С Федором Бондарчуком — совсем другая история. Он был обречен на успех: слишком высока концентрация таланта в крови. «9 рота» стала первой молодежной картиной, а «Сталинград», завладев современными технологиями в виде IMAX и 3D, все-таки обошел бекмамбетовскую «Иронию судьбы» (однако только по сборам, но не по количеству зрителей).

Из открытий последних лет можно смело назвать Николая Лебедева. Его звезда для массового зрителя взошла гораздо позже, чем вышел фильм с одноименным названием. Сегодня имя Лебедева ассоциируется прежде всего с «Легендой № 17», появившейся благодаря студии «ТриТэ» Никиты Михалкова и продюсеру Леониду Верещагину. Жанр спортивной драмы к тому моменту был похоронен глубоко под комедиями и иностранными фэнтези. И вдруг такой успех!

Кстати, о комедиях. С одной стороны, умные, тонкие ленты Дмитрия Дьяченко и «Квартета И». Самобытные, ироничные, в стиле «Кин-дза-дза!» фильмы Жоры Крыжовникова («Горько!»). С другой, как говорят, легкие до невесомости фильмы Сарика Андреасяна и Марюса Вайсберга. И те, и другие принесли своим создателям почетные места в десятке самых успешных режиссеров.

Особняком в этом списке стоит фамилия Андрея Кравчука, режиссера картин «Викинг» и «Адмиралъ», где доминирующую роль сыграл продюсерский тандем Константина Эрнста и Анатолия Максимова. Что, впрочем, не принижает роли режиссера, а просто выводит эти проекты скорее в категорию продюсерского кино.

В общем, есть что смотреть и есть чем гордиться. И, похоже, наши зрители постепенно меняют гнев на милость. Опрос ВЦИОМа показал: 58% людей считают, что за последние два года качество российского кино стало лучше. Я согласна. Но к новым отечественным фильмам мы будем так же строги и предвзяты, как раньше. 

Мы вообще суровая нация. У нас в мае снег.

Автор — киноменеджер, президент сети кинотеатров КАРО

Прямой эфир