Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Латвия намерена потратить на укрепление границы с РФ и Белоруссией свыше €300 млн
Общество
Изъятое огнестрельное оружие предложили передавать на нужды СВО
Политика
В Госдуме объяснили отказ стран G7 от конфискации активов России
Экономика
Минцифры потребовало от IT-компаний подать согласие на раскрытие налоговой тайны
Пресс-релизы
Плакаты из коллекции Исторического музея в канун 9 Мая увидят более 8 млн россиян
Мир
Постпредство РФ назвало безосновательными обвинения России в применении химоружия
Наука и техника
В Краснодарском крае археологи обнаружили редкие памятники древних культур
Мир
Немецкого журналиста удивила выставка трофейной техники НАТО в Москве
Мир
Шольц пошутил о поставках дальнобойных ракет Taurus на Украину
Мир
Путин провел телефонный разговор с президентом Таджикистана Рахмоном
Общество
В МИД РФ предупредили о «сокрушительном ударе возмездия» в случае атаки на Крым
Общество
МЧС предупредило о заморозках до –2 градусов в Москве
Общество
Россияне назвали сумму заработка в майские праздники
Наука и техника
В Китае назвали успешным запуск зонда «Чанъе-6»
Армия
ВС России нанесли удар по снабжающей ВСУ нефтебазе «Баловное»
Мир
Посольство отвергло обвинения ФРГ в причастности России к кибератаке в 2023 году
Армия
ВС РФ уничтожили пусковую установку ЗРК IRIS-T

Предвыборный год

Политолог Глеб Кузнецов — о социологическом феномене отставки правительства
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Три вещи в России можно наблюдать постоянно: как горит огонь, как течет вода и как правительство Медведева отправляют в отставку. Мы достаточно давно слышим про то, что правительство непопулярно, а тот или иной министр непопулярен отдельно, кабмин работает плохо, рейтинг у главы правительства низкий. И так далее, и тому подобное. Это превратилось в такое общее место в российской политической тусовке. Не знаешь, о чем писать, — пиши про отставку правительства.

Материалы по теме
3

Однако мы видим, что, несмотря на апокалиптические прогнозы, ничего не меняется. Более того, эти прогнозы опровергает самое массовое, релевантное и заслуживающее доверие социологическое исследование с самыми валидными результатами под названием «Выборы в Государственную думу РФ». Решение поставить Медведева главой списка «Единой России» поддержало подавляющее большинство. «Единая Россия» сформировала в Госдуме конституционное большинство. А глава правительства, которому, по словам социологов, так резко перестали доверять, возглавлял список этой партии.

Выборы у нас произошли не так давно. И судя по ним, неожиданно для всех социологов рейтинг правительства и его работы на этих выборах получился достаточно высокий. С той поры ничего не изменилось в худшую сторону. Да, героических прорывов не достигнуто, но валюта стабилизировалась, появились позитивные ожидания роста экономики не в этом году, так в следующем. Почему же рейтинг правительства должен падать? Посмотрим на этот вопрос и с другой точки зрения. А таким ли уж популярным должно быть правительство?

К правительству нельзя относиться с позиций «нравится — не нравится». Кабмин — это те, кто работает. Посмотрите, как во Франции Макрон отыграл свой первый не очень удачный опыт подготовки ко второму туру президентских выборов. И Макрон, и Ле Пен провели встречу с одной и той же аудиторией на одном и том же предприятии, только у Макрона был долгий разговор с представителям профсоюза, а Ле Пен ограничилась короткой встречей на парковке. Сторонники Ле Пен при этом освистали проходившего по парковке Макрона, над чем многие подтрунивали. И Макрон выпустил твит, который облетел всю Францию. Тезис такой: что вы выберете, полтора часа продуктивного результативного разговора с профсоюзами или десять минут криков на парковке? Встретимся на участках 7 мая. Пусть избиратели решат, что для них важнее — внешняя популярность или обстоятельный диалог.

Социологи утверждают, что ранее проводили аналогичные опросы. Однако, изучив весь массив данных, легко убедиться, что это не совсем так. В предыдущих опросах были другие формулировки: речь шла про отставку не премьер-министра, а правительства в целом. Думаю, не надо объяснять, что это разные вещи. В таблицу данных на сайте социологической службы попали даже цифры за 2002 год — видимо, «для сравнения». Вот только сравнивать тут приходится кислое с мокрым, потому что в 2002 году в Белом доме сидело правительство Михаила Касьянова. Приводят социологи и данные другого опроса — о доверии премьер-министру. «Доверяете ли вы премьеру?» и «Хотите ли вы отправить в отставку премьера?» — это два абсолютно разных вопроса. Последний, как мы видим, является формирующим.

Интересно, чувствуют ли респонденты разницу между «премьера в отставку» и «правительство в отставку»? Как они себе представляют хотя бы даже юридически отставку Медведева и при этом сохранение своих постов всеми членами его кабинета?

И как себе это представляют социологи, которым должно быть хорошо известно, что в отставку кабинет уходит в полном составе? С таким же успехом можно спросить людей, не возражают ли они против переноса Москвы в субтропики.

Давайте посмотрим на те цифры, которые хоть как-то можно сравнивать между собой, — на данные о доверии персонально Медведеву. Как их интерпретировать? 33% не доверяют премьеру — это много или мало? Это ровно столько же, сколько составляют христиане от населения Земли или сколько американцев отрицают эволюционную теорию. Но вряд ли кто потребует на этом основании отправить в отставку, например, Дарвина. Еще 33% доверяет премьеру — примерно в такой же мере американцы доверяют президенту, школе и Верховному суду, по данным Гэллап.

Доля тех, кто «в основном не доверяет» и «совершенно не доверяет» Медведеву, выросла, если можно так выразиться, на 2 и 3% соответственно от декабря 2016 года, когда партия под руководством Медведева успешно прошла выборы, — то есть в рамках объявленной же в начале исследования «Левада-центра» погрешности (2,9 %). Возросла существенно — на 9% — лишь доля неопределившихся. То есть тех, кому всё равно. Собственно, тех, у кого Медведев вызывает неприязнь в той или иной мере, согласно представленным данным, 30%. А большинство — 51% — безразличны к фигуре премьера. С августа 2013 года (!), когда «Левада-центр» последний раз задавался таким вопросом, этот показатель изменился только на пять пунктов.

И еще одна цифра. Процент не имеющих претензий к правительству, не желающих его отставки — 52% — не меняется вообще с 2002 года (с правительства Михаила Касьянова). Немножко изменяется процент неопределившихся. Большинство безразлично к кабинету министров — это факт. Так что данные опросов за разные годы просто нельзя сравнивать. Если люди с социологическим образованием ставят их в соседние колонки и делают на их основе выводы, то приходится связывать это с политической ситуацией.

Год — предвыборный, пост премьера — для многих желанный. Однако вы помните, что мы начали с самого массового и релевантного соцопроса — выборов и их результатов? Так вот, если небо не упадет на землю, короли не станут нищими, а нищие королями, то правительство доработает свой конституционный срок. И в соответствии с Конституцией уйдет по окончании текущего срока президентских полномочий.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Прямой эфир