Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Туризм
Названо самое популярное у россиян направление для перелетов в праздники в мае
Общество
Спасатели МЧС приступили к поисково-спасательным работам на руднике в Приамурье
Мир
FT узнала о намерении ЕС ввести пошлины на зерно из РФ и Белоруссии
Происшествия
ПВО РФ уничтожила девять снарядов РСЗО «Вампир» над Белгородской областью
Мир
СМИ объяснили уверенность КНР в стабильности РФ поздравлением Си Цзиньпина
Общество
Вертолет МЧС эвакуировал в Елизово туристов после схода лавины на Камчатке
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обрушения породы в шахте рудника в Приамурье
Армия
Моряки-подводники отмечают свой профессиональный праздник прямо на учениях
Мир
Пашинян предупредил об угрозе войны с Азербайджаном «в конце недели»
Армия
ВС РФ уничтожили базу готовивших теракты в Белгородской области наемников
Мир
Блинкен сообщил об обсуждении с Нигером действий после разрыва соглашений
Туризм
Аэропорт Сочи запросил режим «открытого неба» на три года
Авто
АвтоВАЗ выбрал логотип для новой версии Lada Largus
Экономика
В ФНС спрогнозировали рост поступления налогов в бюджетную систему РФ
Мир
Польский генерал указал на необходимость исчислять потери ВСУ в миллионах

Куда пойти работать? И как?

Проблема трудоустройства студентов после вуза с каждым годом становится все острее — требования к выпускникам растут в геометрической прогрессии
0
Куда пойти работать? И как?
Чтобы к окончанию вуза претендовать на рабочее место, начинать искать работу студенту следует еще на младших курсах. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Одним из плюсов и одновременно минусов советского образования было обязательное трудоустройство выпускников учебных заведений. Да, после окончания вуза студент был уверен в том, что он не останется без работы. Но в рамках обязательного распределения его могли отправить работать в абсолютно любой уголок нашей необъятной Родины. Именно поэтому с началом реформы образования многие вздохнули свободно: появилась возможность выбора места жительства и деятельности.

Однако свобода выбора практически убила шансы на помощь в трудоустройстве со стороны учебного заведения. На сегодняшний день поиск работы — дело рук самого выпускника, его окружения и запрос рынка. Свой вклад в ситуацию в последние годы внес и кризис: в непростые для бизнеса времена компании не могут себе позволить содержание даже высококвалифицированных специалистов, массово сокращая сотрудников. И уж тем более они не стремятся набирать молодых людей, которых еще и учить надо производственным реалиям: к сожалению, мало кто непосредственно после вуза готов эффективно трудиться без дополнительного обучения.

НЕТ ОПЫТА – НЕТ РАБОТЫ.

И НАОБОРОТ

Молодежную безработицу считают одной из глобальных проблем человечества. По данным ассоциации «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы», на конец 2016 года она превышала 71млн молодых людей во всем мире — 13,1% остались без постоянного места работы. При этом молодые люди 15–29 лет составляют около 35% всего трудоспособного населения.

Как считают в ассоциации, в числе основных препятствий для молодых людей, ищущих работу, общая экономическая ситуация. Это, в частности, влечет за собой отсутствие рабочих мест, подходящих для навыков начального уровня. Для молодых наиболее доступной оказывается работа в неформальном секторе или слаборазвитых отраслях промышленности.

Добавляет негатива отсутствие информации и знаний о современном рынке труда, что не позволяет сделать правильные выводы по построению собственной карьеры. Молодые люди также испытывают недостаток таких навыков, как сотрудничество, коммуникации, критическое мышление, творчество.

И, конечно же, мешает трудоустройству молодых людей отсутствие у них опыта с точки зрения работодателя. Многие компании скептически относятся к способности бывших студентов применить навыки. И в то же время они не хотят вкладывать средства в обучение молодых людей, когда более опытные взрослые работники могут быть безработными и доступны для найма.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Вузы сами прекрасно понимают, что ситуация с трудоустройством их выпускников непростая, и стараются искать пути решения проблемы. Наиболее добросовестные и ответственные из них даже имеют специальные программы поддержки студентов, содействуя их подготовке к реалиям производства и дальнейшему трудоустройству. К примеру, показательной является ситуация в НИТУ «МИСиС», который по итогам 2016 года вошел в топ-5 российских вузов в рейтинге QS Graduate Employability Rankings, отражающем уровень взаимодействия вузов с работодателями и то, насколько успешно трудоустраиваются их выпускники.

В НИТУ «МИСиС» разработана комплексная программа профессиональной навигации и подготовки к трудоустройству и совершенствования системы мониторинга трудоустройства. Благодаря ей университет набрал в упомянутом рейтинге максимальные 100 баллов из 100 возможных. Только семь вузов в мире имеют такой же показатель, среди них Калифорнийский технологический институт и Университет Аризоны.

Как рассказали в университете, программа идет в течение всего обучения студентов и имеет несколько ключевых этапов: адаптация в среде университета, саморазвитие и развитие, а также подготовка к трудоустройству, повышение квалификации. Последний пункт, утверждают в НИТУ «МИСиС», представляет собой дополнительные практики и стажировки, предоставляемые работодателями и партнерами. В качестве дополнительной подготовки на данном этапе работает программа «Успешный старт в карьеру», которая проходит в течение пяти месяцев в весеннем семестре. Вообще студентам предлагается принять участие в целом ряде программ и специально-разработанных курсов, в числе которых такие, как чемпионат по решению бизнес-кейсов CUP MISIS CASE, форумы YоuLead и BreakPoint и др.

В результате в 2016 году в рамках содействия трудоустройству студентов университета заключены договоры на прохождения практики более чем с 1200 компаниями по всем направлениям подготовки студентов. В их числе такие крупные промышленные предприятия РФ, как «Металлоинвест», ОМК, РУСАЛ, НЛМК, «Норильский никель», ЕВРАЗ, «Северсталь», АЛРОСА, «Мосметрострой», «Евро-Хим», СУЭК и др.

Другой пример — РГСУ, который кроме сотрудничества с крупными российскими и международными компаниями активно развивает партнерские отношения с компаниями-рекрутерами, лидерами рынка, такими как Head Hunter и «Анкор». Сотрудничество позволяет на площадке вуза проводить различные рекрутинговые, профориентационные мероприятия и мастер-классы по развитию дополнительных компетенций студентов.

Кстати, как рассказывает руководитель центра кадровых решений РГСУ Кристина Чумбайкина, в вузе активно решают проблему трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями. «К сожалению, — говорит она, — проблема занятости людей с инвалидностью в России и так стоит довольно остро, а при условии, что данный человек еще входит в категорию вчерашнего выпускника вуза, задача усложняется в несколько раз». В качестве уже действующего решения при РГСУ создан ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ).

Большую работу проводят партнеры института — некоммерческие организации: так, например, в РООИ «Перспектива» есть отдел трудоустройства, который оказывает услуги по поиску работы для людей с инвалидностью и инициировал создание совета бизнеса по вопросам инвалидности (СБВИ), куда входят более 40 крупнейших компаний-работодателей и представителей вузов.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ Проблема трудоустройства по специальности во многом надуманна, полагает председатель общественного совета при департаменте образования Москвы Татьяна Минеева. Во-первых, объясняет она, само высшее образование в отличие от профессионального — это прежде всего система получения знаний. Студент после окончания вуза должен обладать системным мышлением и владеть необходимым базисом общих знаний, уметь самостоятельно работать с источниками, заниматься исследованиями и т.п. И совершенно не факт, что та профессия, которую выбрал выпускник школы, будет ему интересна к пятому курсу. Но система получения знаний и информации, их структурированность — вот что отличает качественное высшее образование и будет с выпускником до конца профессиональной деятельности.

Во-вторых, говорит эксперт, в нашей стране само высшее образование как явление сильно переоценено. Этим и объясняется отчасти огромное количество высших учебных заведений на душу населения. Графа в резюме «образование» просто обязана быть заполнена названием какого-нибудь университета — и чем престижней, тем лучше.

Ситуацию лучше всего характеризует поговорка про спасение утопающих, которое является делом их собственных рук, полагает Минеева. Никто не мешает студенту работать по специальности начиная с самых младших курсов. Крупные компании и некоторые государственные учреждения с удовольствием берут молодых людей на стажировки. К старшим курсам эти стажировки уже могут быть оплачиваемыми (известны случаи, когда пятикурсники получали зарплаты, сильно превышающие средние по региону). А по договоренности с вузами студенты вообще выходят на полный рабочий день и на индивидуальный график обучения.

Конкуренция на рынке труда так называемых «белых воротничков» довольно высока. И работодатель охотней возьмет к себе выпускника уже с опытом работы в своей сфере. Поэтому не стоит удивляться, когда видите почти в каждой вакансии требования обязательного опыта работы. Кроме того, дефицит вакансий стимулирует мобильность населения. На Западе это абсолютно обычная практика. Есть даже целые страны так называемой «открытой иммиграции», когда правительство облегчает получение вида на жительство и гражданства людям тех профессий, которые остро необходимы на данном историческом отрезке. «А в нашей стране времена распределений закончены. Но наступили времена возможностей, а это гораздо важнее и интереснее», — заключает Татьяна Минеева.

Задача трудоустройства выпускников может быть решена только совместными заинтересованными усилиями, и прежде всего самих выпускников, работодателей и учебных заведений, уверен член президиума генерального совета «Деловой России», руководитель общественно-делового совета при проектном комитете по стратегическому направлению развития «Образование» Александр Рудик. Работодатели должны больше внимания уделять кадровому планированию и выстраиванию системного сотрудничества с ключевыми образовательными учреждениями. Вузы и ссузы должны быть более открытыми, быстрее и гибче отвечать на запросы бизнеса, развивать каналы коммуникации и совместные проекты. В числе первоочередных мер решения проблемы Рудик называет, во-первых, повышение прозрачности и предсказуемости действий и стратегий всех участников, развитие инструментов и площадок согласования политики компаний и учебных заведений. Например, включение представителей бизнеса в наблюдательные советы вузов и ссузов. Они могут стать тем самым «окном» в вуз для заинтересованных в сотрудничестве предпринимателей, помочь сформировать пакет востребованных на рынке образовательных услуг, оказать реальную поддержку в коммерционализации результатов научных исследований. Многие предприниматели готовы прийти в вуз, например, преподавать, делиться опытом.

Во-вторых, важна ориентация образовательных учреждений на кадровые потребности бизнеса. У вуза и бизнеса есть две ключевые точки взаимодействия с рынком труда — практика студентов и наем выпускников. Сегодня практика студентов зачастую носит формальный характер. Дипломник приходит без четкого задания на исследование, тема исследования не согласуется с компанией и ее интересами. Непрозрачность системы принятия решений и ее участников делает учебное заведение непредсказуемым.

И, в-третьих, говорит Александр Рудик, всем сторонам надо сконцентрироваться на профессионализации студентов, максимальном погружении в реальную практику — вовлекать студентов в совместные проекты, волонтерские программы и другие активности, развивающие самостоятельность слушателей, повышать качество их ориентации на рынке труда. В некоторых странах студентам предоставляется академический отпуск на год для работы в реальной индустрии, после которого кардинально меняется уровень вовлеченности и требований студентов к получаемым знаниям.

Все эти меры должны поддерживать инициативных выпускников, действительно стремящихся к развитию и самореализации в профессии. Надо больше внимания уделять осознанности выбора учебного заведения, развивать еще в школе навыки анализа рынка труда, принятия решений, поиска работы. К сожалению, у выпускников наблюдаются зачастую неадекватные зарплатные ожидания, завышенные требования к условиям труда, неоправданные амбиции. И ни вуз, ни предприниматель, ни государство не должны стимулировать инфантильность.

СОВЕТЫ И РЕШЕНИЯ

Что же делать студентам, чтобы найти если не работу своей жизни, то хотя бы стартовую площадку для этих поисков — свое первое рабочее место? В первую очередь понять, что поиски или хотя бы подготовка к ним начинаются с самых первых курсов вуза. Для этого следует понять, какими именно компетенциями и знаниями человек уже обладает и будет обладать после окончания учебного заведения. На этом этапе нужно четко сформулировать для себя, какую именно профессию получит студент, чем конкретно он намерен заниматься. Зачастую в вузах дают слишком общее образование в рамках одного курса, что позволяет претендовать сразу на несколько специальностей.

Вторым важным шагом является оценка знаний и навыков, которыми студент обладает на текущий момент. Выбрав же сферу или профессию, стоит поискать начальные позиции, с которых обычно начинаются рост специалистов и их поиск предприятиями: как правило, рядовые сотрудники требуются чаще, чем руководители. Бояться занимать такие позиции не нужно — мало того, что именно тут можно получить бесценный начальный опыт, позволяющий понимать механизм функционирования выбранной компании или отрасли, но еще и полгода-год стажа уже позволят потенциальному работодателю более серьезно присматриваться к такой кандидатуре сотрудника, чем к его «коллегам» без опыта работы вовсе.

Кстати, такую работу можно поискать в любое время, даже в процессе обучения, а не только по окончании института — современные технологии (как обучения, так и занятости) позволяют студентам совмещать обучение с трудовой деятельностью. Работать можно как в вечерние часы, выходные, так и на фрилансе в любое свободное время. Да, это не облегчает обучение, занимая достаточное количество времени, однако в перспективе создает неплохой задел для получения профессии и трудоустройства, не говоря уже о том, что отдельные предметы, обладая практическими навыками, изучать также гораздо проще.

В условиях высокой конкуренции за рабочие места стоит подумать, куда устроиться на работу. Если есть выбор из нескольких компаний, нужно выбирать ту, в которой будут обучать, развивать и продвигать молодого специалиста. Надо также понимать, что если вы хотите работать по специальности, следует быть готовым к тому, что за-работная плата не сильно станет отличаться от стипендии.

Есть и несколько практических советов. Так, на сегодняшний день существует достаточно большое количество площадок, в том числе в интернете, где размещаются вакансии. Поиску помогают ярмарки вакансий, рекрутинговые агентства, конкурсы для студентов. Их надо мониторить постоянно, вовремя откликаясь на запросы работодателей. Для этого требуется составить резюме и сопроводительное письмо, быть готовым к оперативному собеседованию и не отказываться от их посещения, даже если в нескольких местах будет получен отказ. Кстати, многие ведущие компании постоянно набирают сотрудников на стартовые вакансии, поэтому часто такая информация присутствует на сайтах крупных компаний в разделе «Вакансии».

Что говорят сами студенты? Они также считают, что проблема решаема. Так, по словам студента магистратуры Академии труда и социальных отношений Дмитрия Романова, основной путь решения проблемы — стажировки. Многие крупные международные компании отбирают потенциальных сотрудников именно через такие стажировки, и неудивительно, ведь для многих работодателей стажировки — это возможность «познакомиться» с новоиспеченным специалистом в условиях реальной рабочей нагрузки и оценить качества, которые стажер проявит (или не проявит), решая выстраиваемые перед ним задачи. Помочь трудоустроиться могут вузы, хотя занимаются этим немногие, при этом и сам студент должен приложить к поиску работы все усилия.

Вообще же в России уже третий год проводится национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Чемпионат среди людей с ограничениями по здоровью проходит по олимпийской системе и включает в себя более 50 профессий, наиболее востребованных на рынке труда. По результатам соревнований у участников есть реальный шанс получить работу.

Еще одним важным направлением в решении сложившейся проблемы, по словам Чумбайкиной, является выявление талантов у ребенка в школьном возрасте. Так, с 2012 года существует концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В России сформирована новая, разветвленная инфраструктура выявления талантов: кроме традиционных олимпиад, охватывающих 6млн школьников ежегодно, организуются интеллектуальные и творческие конкурсы, общее число которых в текущем учебном году достигло 62, в том числе всероссийская олимпиада профессионального мастерства, национальный чемпионат World Skills.

Подводя итог, надо сказать, что проблема поиска работы вчерашним студентом стоит остро, но часто ее решение напрямую зависит именно от усилий самого выпускника вуза. Компании всегда нуждаются в добросовестных, ответственных и квалифицированных специалистах, и постоянная работа надо собой, поиск вариантов и самосовершенствование с высокой долей вероятности помогут стать именно таким работником.

Прямой эфир