Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ нанесли удары по объектам ВСУ на правом берегу Днепра
Общество
В России дефицит водителей грузовиков достиг 25%
Мир
Верховный лидер Ирана отверг уступки Западу в сфере ядерных технологий
Общество
Собянин сообщил о бесплатной парковке в Москве в праздничные дни
Происшествия
В Новосибирской области в ДТП с грузовиком и автобусом пострадали четыре человека
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали об освобождении Ласточкино в ДНР
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Армия
Минобороны рассказало о создании «защитного купола» над Запорожской областью
Мир
В Британии заявили об эффективности дальних ударов РФ по Украине
Мир
Bloomberg узнало о желании Франции ввести новые антироссийские санкции
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Общество
МЧС РФ заявило о контроле за лесными пожарами из космоса и с воздуха
Общество
Матвиенко заявила о контроле Путиным выполнения социальных обязательств
Общество
Вильфанд спрогнозировал июньскую погоду в Москве в ближайшие дни
Мир
На здании парижского кабаре «Мулен Руж» обрушились мельничные крылья
Здоровье
Минздрав РФ зарегистрировал первый в мире препарат для лечения болезни Бехтерева

Онлайн-обучение в вузах заменит «живые» лекции и семинары

Представители профессионального сообщества считают, что это приведет к сокращению преподавательского состава
0
Онлайн-обучение в вузах заменит «живые» лекции и семинары
Фото: агенство городских новостей «Москва»/Ведяшкин Сергей
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Уже со следующего года некоторые курсы в университетах будут переведены в электронную форму и не потребуют личного присутствия студентов и преподавателей в аудиториях. Министерство образования и науки до конца года планирует провести эксперимент, в ходе которого сравнит эффективность традиционной формы учебного процесса, основанной на лекциях и семинарах, которые ведут преподаватели вуза, с несколькими образовательными моделями, базирующимися на онлайн-курсах.

В ходе эксперимента будут апробированы две модели. Первая предполагает полную замену учебного курса вуза на онлайн-курс, вторая — частичную. Университет обеспечивает студентам тьюторскую поддержку.

— Международный и отечественный опыт показывает, что студенты заинтересованы в использовании онлайн-курсов. А эффективность обучения и с точки зрения получаемых результатов, и с точки зрения соотношения затрачиваемых ресурсов и количества обученных оказывается выше традиционных технологий, — говорят в ведомстве.

Помимо замены курсов, в рамках проекта будут разработаны новые подходы к реализации образовательных программ, основанных на использовании онлайн-технологиий. В частности, речь идет о применении виртуальной академической мобильности и построении индивидуальных траекторий обучения.

— Результатом проекта станет комплексное описание оптимальных моделей использования онлайн-курсов в образовательном процессе вуза, которые могут предлагаться к внедрению в российских вузах. В перспективе это позволит повысить качество и эффективность образовательных программ, расширить возможности для реального выбора студентами индивидуальной образовательной траектории, — добавили в Минобрнауки.

По мнению представителей ведомства, сложившейся практики по конкретным подходам к применению онлайн-курсов в высшем образовании нет — каждый университет, как в России, так и за рубежом, занимается поиском оптимальных моделей самостоятельно. Но это снижает темпы распространения новых технологий, а зачастую ставит непреодолимые барьеры для вузов.

— Одна из основных задач хорошего лектора — вовлечь студента в предмет. Сейчас нельзя полностью заменить обычный курс его электронной версией. Но можно модифицировать процесс обучения так, чтобы преподаватель заинтересовывал учащихся, а основной массив учебного материала, разложенный по полочкам, преподносился в онлайн-форме. Я считаю, это может быть очень перспективно, — сказал ректор МФТИ Николай Кудрявцев.

По его словам, Минобрнауки обеспокоено тем, что многие курсы читаются рядовыми преподавателями, в то время как было бы значительнее эффективнее, если бы тот же курс студент «прослушал от мастера своего дела».

— При появлении большого количества качественных онлайн-курсов может встать вопрос сокращения профессорско-преподавательского состава. Я не открою какой-то секрет, но сейчас хорошие преподаватели в дефиците, — резюмировал глава МФТИ.

С ним согласен руководитель Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова Сергей Багненко. По мнению ректора, появление онлайн-курсов может повлечь за собой сокращение профессорско-преподавательского состава, но их внедрение будет происходить в различных направлениях с разной степенью интенсивности.

— Присутствие информационных технологий в образовании будет постепенно увеличиваться, но в гуманитарных направлениях внедрение пройдет быстрее и легче. Во всех остальных случаях всё будет зависеть от развития виртуальных программ. Построить виртуально можно всё, но пока такие технологии не готовы, поэтому процесс внедрения будет идти медленнее, — считает Багненко. — Появление онлайн-технологий может повлечь сокращение преподавательского состава, но это не катастрофа. Ясно, что это будет идти постепенно и никаких революций тут не последует.

Стоит отметить, что президиум президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам рассматривает внедрение онлайн-курсов как одно из направлений развития образования. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, нужно создать сетевые ресурсы с качественным образовательным контентом, обеспечить погруженность онлайн-курсов в формальный образовательный процесс, определить, что является финальным результатом такого рода образования.

Прямой эфир