Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Общество
В ООН отреагировали на гибель военкора «Известий» Семена Еремина
Мир
CENTCOM заявил о непричастности США к взрывам на военной базе в Ираке
Общество
Инженеры Ясненского ракетного соединения возводят водоотводные каналы в Оренбуржье
Мир
Белоруссия сняла запрет на импорт продукции производителя чая и кофе «Орими»
Общество
Адвокат Блиновской сообщила о ходатайстве СК продлить ей арест
Мир
Bloomberg рассказало о просьбе Израиля к США о дополнительной помощи
Мир
КНДР провела тестовый запуск новой зенитной ракеты
Политика
Полянский назвал заседание СБ ООН по ОБСЕ «экзистенциальной тоской»
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
Синоптики предупредили москвичей о порывах ветра и небольших осадках 20 апреля
Происшествия
В районе Курил были зарегистрированы два землетрясения магнитудой 4,7
Происшествия
Удар молнии повредил взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Происшествия
Системы ПВО и РЭБ подавили БПЛА над Рязанской областью
Происшествия
Губернатор Смоленской области сообщил о пожаре на ТЭК после атаки беспилотника

Банки: в преддверии роста

Российский банковский сектор оправился после сложностей и готов расти вместе с экономикой. Для банков важнейшими направлениями останутся комиссионные доходы и специальные программы кредитования
0
Банки: в преддверии роста
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За минувший год российские банки заработали 788 млрд рублей — это почти втрое больше итога 2015 года (тог­да банкам удалось зарабо­тать в общей сложности лишь 260 млрд рублей). Пока гово­рить о настоящем ренессансе банковского бизнеса, конеч­но, рано: во-первых, прибыль показывают в основном круп­нейшие кредитные организа­ции, во-вторых, активы рос­сийской банковской системы пока особо не растут. Именно ближайшие месяцы обещают стать показательными — если в I квартале мы увидим пусть небольшой, но убедительный рост кредитования (в первую очередь речь идет о кредито­вании бизнеса), то можно го­ворить о том, что страна всту­пила в фазу роста.

В ОЖИДАНИИ ОСТАЛЬНЫХ

Место российских банков в обе­спечении российской экономики инвестициями остается важней­шим, но банки не могут брать на себя не свойственные кредитным организациям функции, а именно сверхдлинное финансирование (на 20 и более лет), прямые и про­ектные инвестиции и т.д. Об этом неоднократно предупреждали представители Банка России, об этом же свидетельствует и эконо­мическая статистика. Так, прези­дент РСПП Александр Шохин не­давно отметил, что, хотя ВВП по­казал положительные темпы ро­ста в 2016 году, а промышленное производство в 2016 году вырос­ло по сравнению с 2015 годом бо­лее чем на 1%, инвестиции в ос­новной капитал продолжают па­дать. «Это значит, что заделы на будущее еще не созданы доста­точно», — предупредил президент РСПП. Для развития инвестиций в основной капитал необходим качественный скачок в развитии альтернативных каналов финан­сирования, которым является прежде всего фондовый рынок. И, похоже, позитивные изменения в этой сфере уже идут (подробнее см. стр. 2). Так что при сохране­нии существующих тенденций на фондовом рынке, а также при успешном запуске системы инди­видуального пенсионного капита­ла (подробнее см. стр. 2) мы мо­жем через несколько лет увидеть уже совершенно другую финансо­вую систему, где нагрузка по обе­спечению бизнеса инвестициями не будет ложиться на одни лишь банки. Ну а пока вернемся к кре­дитным организациям.


НАЙДИ СВОЕГО КЛИЕНТА

Сохранять прибыльность банкам сейчас помогают комиссионные доходы. Ситуация развернулась: если в период кредитного бума лучше остальных себя чувство­вали кредитные организации, ак­тивно наращивающие кредитный портфель, то теперь на коне ока­зались банки, сделавшие ставку на расчетно-кассовые услуги. Ко­миссионные доходы кредитных организаций в 2016 году росли быстрее процентных.

Совокупная задолженность физлиц в минувшем году уве­ренно росла, чего не скажешь о совокупной задолженности биз­неса — кредиты, выданные бан­ками нефинансовым организа­циям, в течение года даже про­сели, и лишь к концу года этот показатель начал понемногу вос­станавливаться. «Рост кредито­вания банков будет определять­ся в первую очередь темпами ро­ста ВВП, — сказал «Известиям» аналитик ИК «Велес Капитал» Юрий Кравченко. — В октябре–декабре минувшего года произо­шел небольшой спад кредитной активности банков в отноше­нии юрлиц, но уже в январе 2017-го мы увидели небольшой рост, так что начало росту кредитова­ния положено».

Денис Феденков, началь­ник аналитического управле­ния Нордеа Банка, предостере­гает от излишнего оптимизма: «Рост кредитования видится очень сдержанным в корпора­тивном сегменте. Текущие эко­номические реалии хоть и об­надеживают, но пока заставля­ют корпорации очень осторож­но подходить к формированию и реализации инвестиционных программ, в первую очередь на заемные средства. Подобная си­туация в рознице. Аналогично корпоратам — траты стали осто­рожными, предпочтение сбере­гательной модели потребитель­ской». Прогноз Нордеа Банка на 2017 год также осторожный. «По нашим оценкам, в 2017 году в связи с по-прежнему сложной макроэкономической ситуаци­ей корпоративное кредитование в России расти не будет, — пола­гает Феденков. — При этом со стороны банков не последует яв­ное смягчение условий для кор­поративных заемщиков, потому что среди них не так много фи­нансово устойчивых компаний».

И все же с кредитованием граждан дело обстоит лучше — тут уже явно видны призна­ки оживления. Так, Объединен­ное кредитное бюро, крупней­шее в стране кредитное бюро с базой данных в 230 млн кредит­ных историй по 66,5 млн заем­щиков из всех регионов страны, фиксирует неплохой рост креди­тования: по данным ОКБ, объем выдачи кредитов российскими банками в минувшем году вырос почти на 30% — российские кре­дитные организации выдали поч­ти 26 млн кредитов на 3,25 трлн рублей. «В годовом отношении количество кредитов выросло на 14%, объемы кредитования — на 28%», — говорится в материа­лах организации.

При этом лучше всего растут ипотечное кредитование и, как ни странно, кредиты наличны­ми. Так, в сегменте ипотеки об­щее количество новых кредитов выросло на 16% (объем кредито­вания — на 19%), вырос и сред­ний размер кредита на покупку жилья — с 1,6 млн до 1,64 млн рублей. Наличными тоже стали вы­давать больше — средний размер такого кредита вырос с 93 тыс. до 102 тыс. рублей, количество кредитов наличными — на 18%, объем — на 31%. Медленнее все­го пока растут автокредиты и кредитные карты, хотя именно в сегменте кредитных карт мно­гие банки в последнее время уве­личивают свою активность: так, новых карт россияне в минув­шем году получили всего на 5% больше, чем в 2015-м (хотя объе­мы одобренных лимитов вырос­ли на 44% к позапрошлому году). Судя по этим данным, граждане действительно стали более эко­номными и расчетливыми. Рост же кредитов наличными по срав­нению с кредитными картами можно объяснить стремлени­ем закрыть прежние долги или же сделать разовую крупную по­купку (новую мебель, ремонт и т.д.). Такие траты более «здоро­вые», чем текущее потребление, для которого как раз больше под­ходят кредитные карты.

Драйвером же кредитования в ближайшие годы скорее все­го будут оставаться ипотечные продукты. Одна из важных при­чин этого — поддержка ипотечно­го кредитования государством: сюда следует отнести как кос­венные меры поддержки в виде материнского капитала (по дан­ным Пенсионного фонда РФ, он в основном направляется как раз на погашение задолженно­сти по ипотеке), так и прямую поддержку в виде государствен­ной программы субсидирования ставок на первичном рынке не­движимости и военной ипотеки. Напомним, последняя действует уже восьмой год и представляет собой накопительно-ипотечный механизм приобретения жилья военнослужащими. При этом на первичный взнос можно полу­чить целевой жилищный заем, а ставки по военной ипотеке яв­ляются льготными. За 2016 год участниками накопительно-ипо­течной системы жилищного обе­спечения военнослужащих было заключено почти 34 тыс. сделок на общую сумму 110,4 млрд рублей. Банки охотно работают с военной ипотекой — в силу от­работанности самого механиз­ма в целом и механизма рефи­нансирования выданных креди­тов в частности. С этим связано и развитие специализированных программ для участников воен­ной ипотеки: например, запущен­ный в 2016 году совместный про­дукт Связь-банка с ГК «Мортон» и Группой ЛСР, дающий возмож­ность получить увеличенный размер кредита, или опция «Ипо­тека плюс» и «семейная» ипотеч­ная программа для военнослужа­щих с увеличенной вдвое суммой от банка «Зенит».

Тут необходимо отметить, что число банков, работающих с во­енной ипотекой, в принципе не­велико, и тому есть объективные причины: чтобы иметь возмож­ность работать на этом рынке, не­обходимо иметь аккредитацию в Росвоенипотеке. Кроме того, ак­кредитацию проходят и застрой­щики, если они хотят предлагать жилье для программ по военной ипотеке на первичном рынке. Ак­кредитация защищает военнослу­жащих от недобросовестных бан­ков и застройщиков и означает, по сути, подтверждение высоко­го доверия государства к выбран­ным участникам рынка.

«Прошедший год на рынке ипо­теки характеризовался ростом спроса на кредиты с государ­ственным субсидированием: ус­ловия ипотечных программ за счет покрытия части процент­ной ставки из средств федераль­ного бюджета стали для заем­щиков более выгодными, — ска­зал «Известиям» исполнитель­ный директор по розничному бизнесу банка «РОССИЯ» Мак­сим Дружинин. — Так, в банке «РОССИЯ» на протяжении всего 2016 года действовали кредитные программы «Новые метры с госу­дарственным субсидированием» (для приобретения жилья на пер­вичном рынке недвижимости), а также военной ипотеки с госсуб­сидированием, предназначенная для покупки квартир военнослу­жащими Российской армии по сертификатам государственной накопительно-ипотечной систе­мы на первичном рынке жилья». Г-н Дружинин также добавляет, что в минувшем году значитель­ным спросом пользовались ипо­течные программы банка «РОС­СИЯ» со специальными услови­ями для работников бюджетной сферы. «Для этой категории за­емщиков мы ввели более низкие процентные ставки, позволяю­щие врачам, учителям и другим сотрудникам социальной сфе­ры приобрести жилье как на пер­вичном, так и на вторичном рын­ках недвижимости — например, по программе «Доступные ме­тры». За ипотечными кредитами в 2016 году к нам обратилось око­ло 3 тыс. человек, две трети из ко­торых претендовали на военную ипотеку. Около 1200 человек полу­чили ипотечные кредиты в банке «РОССИЯ», — резюмирует испол­нительный директор по рознично­му бизнесу банка.

Очевидно, что в условиях, ког­да заемщики — и физлица, и биз­нес — пока чувствуют себя не очень уверенно в отношении пер­спектив своих будущих доходов, банкам придется уделять повы­шенное внимание сегментации заемщиков, с тем чтобы выде­лить наиболее надежные груп­пы и предложить им специали­зированный продукт, удовлетво­ряющий именно их потребности. Это будет касаться всех сегмен­тов банковского бизнеса — и роз­ничного, и корпоративного. Та­кая кропотливая работа обеспе­чит банкам и достойный уровень рентабельности, и развитие биз­неса.

«Сегментация клиентов и про­дуктов — избирательна и зави­сит от того, какой категории кли­ентов адресованы продукты или услуги, — говорит Денис Феден­ков из Нордеа Банка. — В массо­вом сегменте намечается тренд на унификацию продуктов — преследующую цель минимиза­ции издержек; в сегменте VIP-клиентов, Private banking — пред­ложение tailor-made-решений, специально разработанных под уникальные запросы».

«В текущем году мы планируем увеличить объемы кредитования по всем программам. Если в про­шедшем году из-за действия про­грамм госсубсидирования рез­ко выросла популярность кре­дитов на строящееся жилье, то в 2017 году мы ожидаем увеличения спроса на ипотеку для вторично­го рынка. Во-первых, программа господдержки успешно заверши­лась, и за время ее действия сто­имость квадратного метра на вторичном рынке заметно снизи­лась. Во-вторых, большинство за­емщиков заинтересовано в гото­вом жилье, куда можно переехать сразу после получения кредита и оформления сделки по покупке.

Также мы ожидаем роста кре­дитования по программам рефи­нансирования, особенно по про­грамме рефинансирования ипо­теки. Процентная ставка по этой программе ниже, чем по действу­ющим у многих заемщиков ипо­течным кредитам. Предлагаемый в банке «РОССИЯ» кредит «Ре­финансирование ипотеки» под­ходит клиентам, желающим улуч­шить условия по ипотечным кре­дитам, оформленным в других банках. С его помощью клиенты могут снизить процентную став­ку и размер ежемесячного пла­тежа, изменить условия и сроки действующих кредитов», — рас­сказывает Максим Дружинин.


ВРЕМЯ ВЫСОКИХ СТАВОК

В ближайший год как минимум (а скорее всего в ближайшие не­сколько лет) и банковская си­стема, и ее клиенты будут жить при высоких реальных ставках. Об этом неоднократно заявляли глава Банка России Эльвира На­биуллина и другие руководите­ли регулятора: пока инфляция не будет полностью укрощена и доведена до целевого показате­ля в 4% годовых, Банк России будет очень аккуратно действо­вать в отношении ключевой став­ки — параметра, задающего сто­имость денег и для конечных за­емщиков. За 2016 год инфляцию удалось опустить до 5,4% годо­вых — рекордный показатель, а ключевая ставка пока остает­ся на уровне 10% годовых, и ана­литики расходятся относитель­но того, будет ли она понижена еще на 0,5% на ближайшем засе­дании совета директоров Банка России, которое пройдет в конце марта. В заявлении Банка Рос­сии, опубликованном по итогам последнего заседания совета ди­ректоров в начале февраля, го­ворится, что «для поддержания склонности к сбережениям и за­крепления тенденции к устойчи­вому замедлению инфляции под влиянием ограничений со сторо­ны спроса необходимо сохране­ние умеренно жестких денежно-кредитных условий. Это также должно способствовать дальней­шему снижению инфляционных ожиданий населения и бизнеса. Положительные реальные про­центные ставки будут поддержи­ваться на уровне, который обе­спечит спрос на кредит, не приво­дящий к повышению инфляцион­ного давления, а также сохранит стимулы к сбережениям».

С другой стороны, банки по­немногу начинают понижать ставки по кредитам — так, в се­редине февраля о снижении ста­вок по ипотеке объявил Сбер­банк: теперь ипотечный кредит в нем можно получить по ставке в диапазоне от 10,9 до 12,75% го­довых. Так что вполне вероятно, что ставки для заемщиков про­должат понемногу снижаться, тем более что депозитные став­ки уже давно лишь на немного превышают официальную инфля­цию и находятся в диапазоне 7,6–8% годовых. «Сейчас мы видим, что разговоры о снижении став­ки не имеют особого смысла — у банков и так есть дешевые ресур­сы, — отмечает Юрий Кравчен­ко из ИК «Велес Капитал». — Об этом говорит тот факт, что макси­мальная депозитная ставка нахо­дится на уровне 8%, а в крупных банках уже сложно найти депози­ты дороже 7,6–7,7%. Однако изли­шек ресурсов «забирает» ЦБ — кредитовать корпоративных за­емщиков банки пока либо боятся, либо не хотят, возможно, не видя перспектив для инвестиционных проектов».


МЕНЬШЕ «КЭША», БОЛЬШЕ НАДЕЖНОСТИ

На глазах меняется и банковская инфраструктура — речь не толь­ко об игроках, но и о платежных и расчетных функциях. Ряд важ­ных изменений тут уже произо­шел, а ряд еще впереди.

Так, устойчиво растет доля безналичных платежей — по дан­ным ЦБ, за последние восемь лет их доля в обороте средств по пла­стиковым картам увеличилась с 8 до 30% (остальное — снятие на­личных). При этом собственно рынок карт вырос почти в четыре раза (розничный товарооборот растет вдвое медленнее, то есть граждане все больше пользуют­ся картой именно как средством платежа, и мы видим, можно ска­зать, революционные темпы пе­рехода к безналичным плате­жам). Вместе с тем активно уве­личивается доля бесконтактных платежей, использования в каче­стве платежного средства смарт­фонов и вообще онлайн-плате­жей. Сами по себе пластиковые карты скоро из единственного способа безналичных платежей превратятся в один из множе­ства способов таких платежей.

2017 год, по всей видимости, станет годом масштабного рас­ширения НСПК — Национальной системы платежных карт. Напом­ним, что ее создание было иници­ировано после прецедентов с от­ключением российских банков от функционала международных платежных систем в 2014 году. НСПК была призвана обеспечить надежность и бесперебойность платежей и расчетов по клиент­ским счетам российских банков, и уже с 1 апреля 2015 года плате­жи внутри России по всем пла­стиковым картам, включая Visa и MasterCard, проходят через На­циональную систему платежных карт. Банки признают, что это сде­лало российскую систему плате­жей и расчетов более устойчивой в целом. Теперь внутрироссий­ский и международный платеж­ный трафик разделены, и при от­казе в одном (международном) сегменте второй все равно про­должит работать.

Однако кроме самой платеж­ной инфраструктуры, то есть собственно провайдера транс­акций, НСПК имеет и «надстрой­ку» в виде российской платеж­ной системы «Мир». «Россий­ская платежная система «Мир» развивается беспрецедентными темпами, — полагает Максим Дружинин. — Всего за три года специалисты Национальной пла­тежной системы совместно с ЦБ РФ и крупнейшими российски­ми банками проделали огром­ный объем работ, позволивших карте «Мир» уверенно занять свое место на рынке. Появление собственной платежной систе­мы стало стратегически важным шагом для нашей страны — в пер­вую очередь для безопасности и защищенности платежей граж­дан РФ, для стабильной и беспе­ребойной работы банковской си­стемы».

В минувшем году работники бюджетной сферы начали полу­чать карты «Мир», в ближайшие год-два может произойти пере­вод всех расчетов с сотрудни­ками бюджетной сферы, а так­же выплат средств из бюджета, Пенсионного фонда РФ и ФСС на карты «Мир» (соответствующий закон уже внесен в Государствен­ную думу).

Еще одним подтверждением развития системы «Мир» яв­ляются специальные програм­мы, которые банки уже нача­ли предлагать держателям этих карт. Банк «РОССИЯ» в числе первых присоединился к пра­вилам НСПК и уже в начале 2016 года приступил к выпуску карт «Мир», а в ноябре минувше­го года банк «РОССИЯ» одним из первых запустил собствен­ную программу для держателей карт системы «Мир» — в этой программе сочетаются преиму­щества российской платежной системы и инновационные фи­нансовые технологии. «В ноябре 2016 года банк «РОССИЯ» пер­вым на рынке запустил новый продукт — виртуальную карту «Мир», — рассказал «Извести­ям» Максим Дружинин. — Это дебетовая карта, представленная в электронном виде и предназна­ченная для оплаты покупок в ин­тернете. В отличие от привычных платежных карт у виртуальной карты нет физического носителя в виде прямоугольного пластика с магнитной полосой и чипом. В ближайшее время мы планиру­ем приступить к выпуску кредит­ных карт «Мир». Это расширит возможности российских карт и откроет новые перспективы для роста кредитования».

Также в конце прошлого года банк «РОССИЯ» стал партне­ром платежной системы «Мир» в программе лояльности. По ее условиям клиенты банка при оплате ряда товаров и услуг кар­тами «Мир» могут получать так называемый кэш-бэк — возврат до 25% потраченных средств на свои карты. Банк также работа­ет над внедрением собственной программы лояльности, которая будет предлагаться клиентам на базе платежной системы «Мир».

Оператором карты «Мир» яв­ляется также Газпромбанк — в нем кроме карты непосред­ственно системы «Мир» можно заказать кобейджинговые кар­ты «Газпромбанк-МИР-Maestro» и «Газпромбанк-МИР-JCB».

​​​​​​​

Прямой эфир