Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Политика
Лавров исключил раскаяние Кэмерона за оправдание ударов по РФ
Мир
В МИД Турции заявили об угрозе новых войн без решения вопроса по Газе
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая
Мир
Си Цзиньпин заявил о намерении совместно с Францией искать решение украинского кризиса
Мир
В Палестине рассказали о последствиях израильских ограничительных мер
Мир
Пожар на заводе Diehl в Берлине не смогли потушить за три дня
Мир
В Палестине рассказали о нападениях израильских поселенцев
Мир
Лавров не знает, с кем сейчас можно провести переговоры по Украине
Мир
ЕК не увидела дискриминации россиян в поправках к миграционному закону в Латвии
Мир
Консерваторы потеряли почти половину мест в советах Великобритании после выборов
Мир
Генерал НАТО предположил конец поставок оружия ВСУ в случае недостатка мобилизованных
Мир
МВД России объявило в розыск экс-главу СНБО Украины Данилова
Общество
Семь мощных вспышек зафиксировали на солнце 5 мая

России нашли точки технологического роста

Третья инновационная революция может оказаться успешной
0
России нашли точки технологического роста
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россия имеет шанс для инновационного прорыва, если эффективно использует свое главное конкурентное преимущество — человеческий капитал. И если вместо десятков направлений сосредоточит бюджетные ресурсы на нескольких приоритетных. К такому выводу пришла Независимая социологическая компания (НСК) в исследовании «Инновационная волна». О том, что экономике нужен прорыв именно через технологии, в своем послании Федеральному собранию недавно говорил президент Владимир Путин. 

В России уже было предпринято две попытки технологического прорыва в экономике, обе прошли с переменным успехом, отмечается в исследовании, которое проведено по заказу «Роснано». Первая состоялась в 1990-х годах, ее итогом стало закрепление на рынке частного инновационного бизнеса. Вторая попытка технологического прорыва началась в 2010-х годах, когда появились «Сколково», Агентство стратегических инициатив, венчурные фонды, «дорожные карты» по инновационному развитию, в обиход вошли слова «инвестиции» и «инновации». Необходимость ее была определена падением цен на нефть и пониманием, что крупнейшие экономики мира имеют мощный технологический потенциал.

Однако эта попытка не была успешной, отмечают в НСК. В США технологический рост экономики сформирован по простой схеме: бизнес формирует спрос на инновации, технологические университеты готовят кадры, которые собираются в специальных кластерах, государство при всем этом просто старается не мешать. В России сложности начались уже на первом же этапе: бизнес не сформировал спроса для широкого рынка, поскольку либо предпочитал импорт технологий, либо не испытывал в них острой необходимости, либо просто не имел денег на прогресс.

Просчет проекта догоняющей модернизации — ставка на существующую индустрию, полагают авторы исследования. Тогда считалось, что в интересах повышения своей конкурентоспособности промышленность выступит как генератор спроса на инновации. «Экономическая статистика бесстрастно свидетельствует: волна поднялась, но застыла», — отмечают авторы. Несмотря на появление множества правильных и детально прописанных дорожных карт по разнообразным шагам к росту инноваций, характер экономики сохраняется сырьевым.

Стратегия-2020 ставила задачу увеличить долю инновационной продукции в ВВП с 6,8% в 2011 году до 25% в 2020-м, однако в прошлом году этот уровень составлял всего 7,2%. Бюджет сейчас не имеет ресурсов для наращивания госинвестиций в инновации. Минфин в поправках к бюджет-2016 недавно был вынужден урезать затраты на инновационную экономику на 7% и зафиксировать их примерно на этом уровне на ближайшие три года.

Однако даже при ограниченных ресурсах государства, которое сегодня является основным инвестором в инновации (в структуре российских затрат на НИОКР государство доминирует с долей 80–90%), технологический прорыв возможен, убеждены в НСК. Сделать это возможно, если вместо программ с десятками приоритетных направлений сосредоточиться на нескольких, но выстроить в них целые отрасли системно.

«Отрицательный вклад внесла излишняя распыленность. Заявив 35 приоритетных направлений в новых технологиях, государство не могло сконцентрироваться на конкретных целях», — уверены авторы исследования.

Среди этих 35 направлений — национальная суперкомпьютерная платформа, светодиодные технологии, медицина будущего, управляемый термоядерный синтез, освоение океана и другие. По уровню финансирования НИОКР в 2016 году Россия вошла в мировой топ-10, напоминают в НСК. Тем не менее ни одной системно отстроенной современной отрасли не появилось.

Сегодня многие страны выбирают себе экономический профиль. Израиль, например, сосредоточился на медицинских технологиях. В принципе идея сосредоточить деньги на основных отраслях логична и оправданна, признает профессор Финансового университета при правительстве РФ Иван Соловьев.

— Перспективными для России могут стать национальные цифровые и информационные технологии: экспорт российской IT-индустрии в 2015 году составил более $6,7 млрд, где-то вдвое уступив выручке от экспорта вооружений, — считает он.

В свою очередь, вице-президент «Деловой России» Николай Остарков называет три направления, в которых Россия имеет потенциал для глобального доминирования: производство материалов предельной нагрузки, лазерные технологии и самолетостроение. По его оценкам, эти направления имеют наибольший потенциал для роста.

— В нашем военно-промышленном комплексе продвинутых технологий упаковано невероятное количество. Всё, что связано с предельно нагрузочными материалами, мы исторически умеем делать, — от титана до «Бурана». Во-вторых, исторически мы всегда были и остаемся впереди всех в лазерных технологиях. Лазеры могут изменить все системы обработки материалов. Эти две технологии, безусловно, приоритетны, — пояснил он.

По словам Остаркова, для качественного технологического рывка необходимо мотивировать малый бизнес. Большинство крупных технологических компаний в мире создавались как стартапы и начинались с масштабной идеи одного человека или небольшой группы единомышленников. В России технологичный малый бизнес сегодня либо работает под госнужды и не стремится к мировой экспансии, либо регистрируется в Гонконге или Сингапуре и сразу не считается российским, отметил эксперт.

По оценкам НСК, ниша малого инновационного бизнеса на сегодня имеет объем чуть больше 31 млрд рублей. Он поставляет на рынок приборы и аппараты, фармацевтику, оргтехнику, электронные компоненты, оптику и точные инструменты, но динамика его отрицательна. Производители инноваций среди всех предприятий малого бизнеса составляли в 2015 году только 4,5%. Их удельный вес сокращается — максимум пришелся на 2011 год, когда технологичного малого бизнеса было 5,1% от общего объема.

Прямой эфир