Как зарегистрировать компанию или приобрести готовый бизнес за рубежом

Кроме очевидных путей развития — поиска новых рынков сбыта, повышения внутрифирменных показателей — многим компаниям становятся интересны и другие возможности. Среди них — структурирование бизнеса путем создания единиц во внешних юрисдикциях. Это позволяет обеспечить надежную защиту активов, как принадлежащих компании, так и личных, а также успешно оптимизировать налоги.
Инструменты, которые предоставляют юрисдикции-оффшоры, разнообразны. Это и возможность заниматься высокорисковым бизнесом (например, онлайн-гемблингом), и нулевые налоговые ставки для инвесторов-нерезидентов. Во многих странах есть институт трастов и защищенных фондов, бенефициары и учредители которых недоступны для посягательств третьих лиц или государственных органов. Ключевое преимущество, из-за которого оффшоры так привлекательны, — гарантированная конфиденциальность сведений обо всех операциях, а зачастую и участниках бизнеса. Однако эти многочисленные преференции привлекают не только честных бизнесменов.
«Черные списки» оффшорных территорий — кто и зачем их формирует?
Международное правовое и финансовое сообщество, правительства (а с ними и налоговые органы) разных стран всячески препятствуют «утечке» капиталов в оффшоры. Их можно понять: чтобы не допустить преступного отмывания денег, пособничества терроризму и прочих мировых угроз, необходимы, в том числе, жесткие меры. К одной из них относится создание «черных списков», наряду с «серыми» и «белыми». Это перечни государств, тем или иным образом участвующих в оффшорной деятельности и отказывающихся выполнять международные соглашения. Последние относятся к обмену информацией, которая касается налогов по запросу извне — для, например, G20, этот пункт давно стал высшим приоритетом. Составляют списки крупные структуры:
— национальные министерства финансов;
— ОЭСР — формирует перечень юрисдикций, занимающихся недобросовестной фискальной конкуренцией и оптимизацией налогов, отказываясь раскрывать сведения об инвесторах;
— ФАТФ — контролирует вопросы, связанные с банковским сектором и международной торговлей, ограничивая и блокируя переводы и операции из стран, находящихся под подозрением.
Ни банковская тайна, ни внутринациональные правовые нормы не должны препятствовать распространению данных. Чтобы соответствовать требованиям, от своих принципов готова отказаться даже Швейцария (хотя она, по международным правилам, попадает в «серый» список). ОЭСР выделяет три градации «добросовестности»:
— первая группа - в список «белых» юрисдикций, которые полностью либо практически полностью выполняют требования OECD относятся: Россия, Соединенное Королевство, Япония и Ирландия, Аргентина, Лихтенштейн, Швейцария, Гонконг, Норвегия, Австралия, Швеция, Латвия, Дания, Нидерланды и многие другие участники, не так давно в него внесли Кипр, Мальту и Сейшелы;
— вторая группа — в «серый список» попали страны, официально возложившие на себя все обязанности, но не до конца внедрившие их на практике: Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Коста Рика, Индонезия, Самоа, ОАЭ;
— третья группа — в знаменитые перечни «опасных» оффшоров традиционно входят Гватемала, Ливия, Тринидад и Тобаго, Вануату.
Организация бизнеса в странах «белого списка»
Принадлежность к «чистым» юрисдикциям дает много преимуществ компании. С ней будут вести дела крупнейшие международные банки, не опасаясь предоставлять кредиты, здесь проще открыть счет, «подвязать» к нему электронную платежную систему. Международные соглашения будут защищать инвестиционные проекты фирм, созданных в благонадежной стране, а клиенты — больше им доверять.
Поэтому такие юрисдикции становятся все более популярными и постепенно вытесняют классические оффшоры, тем более, что возможностей для оптимизации в них тоже немало. Например, Великобритания применяет нулевые ставки для партнерств (LLP), чьи учредители ведут дела за ее пределами, в Нидерландах разрешены холдинговые структуры, в Ирландии низкий корпоративный налог — всего 12,5%.
Зарегистрировать компанию в подходящей юрисдикции, или приобрести уже готовый бизнес не так сложно, как кажется. Сомневаясь в своих силах, можно обратиться за поддержкой к профессионалам — они помогут подготовить пакет документации и выполнить требования государства:
— внести пошлинные платежи и оплатить услуги регистрации — в Ирландии от 1300 евро, на Кипре от 1300 евро, в Дании от 1900 евро, в Латвии — от 500 евро;
— сформировать и (при необходимости) уплатить уставный капитал — для латвийских компаний он составляет от 1 евро, для кипрских — 1000 евро (с офисом на острове), в Лихтенштейне — CHF 50 000;
— дождаться решения контролирующей инстанции — в зависимости от юрисдикции, срок составляет от нескольких дней до четырех недель.
При покупке готовой компании финансовые и временные затраты будут примерно теми же, так что выбор зависит от целей и предпочтений бизнесмена. Важно грамотно выбрать форму организации, чтобы она давала конкретному предпринимателю максимум преимуществ. Тщательно изучите предложения и проконсультируйтесь с экспертом - Прифинанс.