Человек — существо социальное. С самого детства мы усваиваем общественные стандарты и ценности. Вся жизнь человека и его способность к саморазвитию во многом связаны с привитыми с детства навыками подражать другим. Никакое обучение не обходится без подражания — родителям, учителям, а также различным знаменитостям — певцам, артистам и тем, кого сейчас принято называть медийными персонами.
Стать частью целого, слиться с большинством — одна из важных потребностей человека, особенно в молодом возрасте. Одним из важных инструментов, закладывающих модели подражания, стал в наше время мир телевидения и социальных сетей, который визуализирует и тиражирует образы, непосредственно формирующие сегодня массовую культуру повседневности.
В этом смысле демонстративное и нарциссическое поведение псевдозвезд шоубизнеса, которые нередко становятся самыми привлекательными объектами подражания для молодых людей, может «сбивать» процессы формирования стандартов и норм социального поведения. Иными словами, от постоянно транслируемых гламурных ценностей у подростков просто путается понимание, что хорошо, а что — плохо.
Что же имеется в виду? Напитываясь образами из социальных сетей, фотоблогов и телешоу, они видят, что стать центром общественного внимания и получить признание гораздо проще, если поступать провокационно, эгоистично и даже агрессивно. Став медийной личностью, можно с легкостью приобрести десятки и сотни тысяч подписчиков в социальных сетях и получать интересные и выгодные рекламные предложения.
Мы сейчас часто можем наблюдать, как с фантастической быстротой к человеку может прийти медийная популярность. В этом случае зачастую нельзя даже точно сказать, чем именно занимается такая медийная личность. Какой общественно полезный продукт — в самом широком смысле этого слова — она создает? Что сделал этот человек? Сочинил песню, гениально сыграл роль в кино, написал книгу, совершил научное открытие или добился серьезных успехов в спорте? Нет. Но при этом он постоянно маячит на экране.
Именно такие персонажи очень опасны для молодого поколения. Они нарочито демонстрируют и даже бравируют своими недостатками или психическими особенностями, делают свою жизнь театрализованной и публичной, намеренно совершают эпатажные поступки. Конечно, все это привлекает внимание аудитории и может давать высокие рейтинги для телешоу и СМИ. Но чему это учит? Что это дает обществу, какой вносит вклад в культуру страны?
Нужно также понять, почему молодежь с такой охотой стремится воспроизводить эти антимодели поведения. Представляется, что главной причиной тому служит дефицит положительных и созидательных ориентиров. А пустота всегда должна чем-то заполняться. Тем более если красиво и беззаботно жить — это кажется таким легкодостижимым! Нужно просто быть медийным.
Грустно то, что эту пустоту как раз и заполняют псевдозвезды — со своими психологическими проблемами. И их личные проблемы и девиации становятся проблемами целого поколения.
Что же это за антимодели? Центром их идейных построений служит культивируемый телесный перфекционизм. В таких условиях тело начинает рассматриваться как объект, который надо переделывать и подгонять к определенным стандартам, а потом монетизировать эту совершенную телесную красоту, дабы вернуть затраченное. Постепенно процесс так захватывает, что превращается в зависимость, в постоянную гонку за вниманием, поклонением, обожанием. Все это, в свою очередь, может провоцировать тревожность, боязнь собственной неидеальности или разрушения собственной телесной красоты.
Такая идеализация возведения тела и красоты в культ нередко может провоцировать зависимое поведение. Оно заключается в бесконечных попытках улучшить себя — это в особенной степени свойственно женщинам. Многие из них именно по этой причине боятся становиться матерями, так как, по их представлениям, материнство способно нанести непоправимый вред их идеальной внешности.
Нередко результатом стремления к телесному перфекционизму становится тяжелая анорексия, порой приводящая к летальному исходу. Насмотревшись глянцевых изданий, конкурсов красоты и модельных дефиле, девочки, особенно в подростковом периоде, буквально отказываются от еды.
Сегодня чрезвычайно упростилось и даже девальвировалось то, что можно назвать полноценными и глубокими отношениями между мужчиной и женщиной. Ведь достаточно соответствовать внешним телесным стандартам. И получается, что любую женщину можно заменить — все как на подбор, копируют моделей с телеэкрана и при помощи пластических хирургов приобретают схожие пропорции, формы губ и скул, объем груди... К чему это ведет? Фактически к утрате понятия уникальной Личности.
Повсеместное навязывание гламурных стандартов обкрадывает наше общество духовно.
И в этих условиях важно сохранять навык и желание видеть за мишурой и медийной жизнью то истинное, что делает нас настоящими людьми, — стремление к упорному труду и подлинным достижениям, искренним чувствам и жизни — не напоказ в социальных сетях, а здесь и сейчас.
Автор — кандидат социологических наук