День России в Париже отметили русской музыкой
В День России Париж услышал русскую музыку — в Театре Елисейских полей выступил Уральский академический филармонический оркестр под управлением народного артиста России Дмитрия Лисса. Солировал еще один народный артист — пианист Денис Мацуев.
Для концерта, состоявшегося в рамках проекта «День России в мире — Russian Day», выбрали знаковое место и знаковую программу.
Театр Елисейских полей на престижной авеню Монтень неразрывно связан с нашей культурой. С момента открытия в 1913 году шедевр ар-деко архитектора Огюста Перре стал домом для «Русского балета» Сергея Дягилева. Здесь состоялась взорвавшая Париж премьера «Весны священной» Стравинского и Нижинского, выступали выдающиеся русские исполнители. В том числе и Сергей Рахманинов, чьи произведения составили афишу праздничного концерта.
— Мы остановили выбор на композиторах и сочинениях, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени репрезентируют Россию, — пояснил «Известиям» художественный руководитель проекта народный артист России Юрий Лаптев.
И — добавлю — на аналогичных исполнителях. Денис Мацуев с его стремлением к артистическому масштабу во всех сферах — будь то игра на рояле или общественная деятельность, олицетворяет собой типично русские размах и широту.
Третий фортепианный концерт, где партия солиста с ее необъятными каденциями всецело довлеет над оркестровой, как нельзя лучше подошел для ее демонстрации. Мацуев давно играет эту вещь, но сейчас, видимо, настал период ее переосмысления.
Громогласный шквал подгоняющих друг друга кульминаций в Allegro ma non tanto и гимнические нагнетания в Finale: Alla breve по-прежнему в фаворе — публика замирает в ожидании сокрушительного «девятого вала». Но теперь и вступительная песенная тема воспринимается не прелюдией к артистическому экстазу, а полноценным лирическим высказыванием. И в вариациях Intermezzo: Adagio отныне любопытно следить не только за величественно-тяжеловесным Маеstoso, но и за скецозно-фантазийный вальсовым эпизодом.
Словом, нюансов в игре могучего артиста стало больше, что подтвердили и бисы. К восторгу зала Мацуев пророкотал «Героический этюд» Скрябина и вывел к легендарному «Каравану» джазовую интерпретацию на темы Дюка Эллингтона. Но подлинной кульминацией бис-концерта стала скромно-непритязательная «Музыкальная табакерка» Лядова, сыгранная на легчайшем пианиссимо.
Второе отделение отдали уральскому оркестру и Второй симфонии. Ее раздольным Adagio кинорежиссеры любят иллюстрировать разливы рек и весеннее цветение. Но для дирижера и оркестра это сочинение — тяжелое испытание. Собрать воедино четыре части цикла, преодолев рыхлость структуры и путы многочисленных повторов, — задача для настоящих мастеров. Именно такие выступили в этот вечер: зал после мощного финального аккорда встал и на ура, подтанцовывая, принял на бис «Пляску скоморохов» из «Млады» Римского-Корсакова.
Кстати, стоячая овация, которой проводили Мацуева и уральцев, — редкость в этом уже академическом театре. Впрочем, русских со времен Дягилева здесь традиционно встречали либо скандалом, либо овацией. Мацуеву со товарищи выпал второй вариант.
Эстафета отечественного исполнительского искусства началась в Пекине, затем переместилась в Минск, оттуда в Вену, Тель-Авив, Париж и завершилась в Лондоне. В праздновании приняли участие более 600 артистов и около 15 тыс. зрителей.
Проект «День России в мире-2016» инициирован благотворительным фондом «Классика».