Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На Украине объяснили открытие второго центра рекрутинга в ВСУ «высоким спросом»
Армия
Генштаб ВС РФ пообещал не отправлять срочников весеннего призыва в зону СВО
Мир
Лавров дал понять, что не Макрону говорить о недоговороспособности России
Общество
Госдуму попросили решить проблему с доступом к коммуникациям в коттеджных поселках
Мир
Посол Антонов назвал непристойными заявления Байдена в адрес Путина
Мир
В Британии допустили скорое поражение Украины в конфликте
Армия
В общевойсковых армиях создадут мобильные группы по борьбе с дронами
Общество
Вильфанд предрек аномальное тепло в Москве в начале апреля
Мир
В постпредстве России заявили о перепредставленности Запада в СБ ООН
Мир
В США заявили о снижении риска эскалации конфликта на Украине
Мир
Лавров назвал Европу одной из главных пострадавших сторон в украинском кризисе
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Днепропетровской области и Черкассах
Мир
Полянский заявил о выдаче Косово карт-бланша на бесчинства против сербов
Мир
Лавров уличил Запад в отсутствии логики в обвинениях в адрес России
Мир
Авиация коалиции США четыре раза за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Общество
В России могут ввести блокировку публикаций в соцсетях видео с убийствами и пытками

«Умберто Эко первый рассказал россиянам о постмодернизме»

Писатели, журналисты и филологи — о роли Умберто Эко в русской культуре
0
«Умберто Эко первый рассказал россиянам о постмодернизме»
Фото: REUTERS/Andrea Comas
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

20 февраля умер Умберто Эко. Писатель, эссеист, историк-медиевист, философ, литературный критик. Он совмещал в себе столько, сколько другим не удалось бы уместить и в несколько жизней.

Он родился в католической семье, но верил только в науку, посвятив жизнь истории и литературе. Его первый философско-исторический роман, с которым он вошел в мировую литературу, полный загадок и изысканий, — «Имя розы» — увидел свет в 1980 году.

А вот экранизирован был лишь однажды — в 1986 году режиссер Жан-Жак Анно снял одноименный фильм, но Эко остался настолько недоволен результатом, что с тех пор официального разрешения на экранизацию своих книг никому не давал.

Впрочем, как мыслитель Эко значил больше, чем как художник. Проза служила иллюстрацией к его философии, к его рефлексии по поводу литературы и теории литературы. 

Эко был итальянцем, но в нашей стране его знали и любили едва ли не больше, чем на родине. Когда работы Эко — еще на итальянском языке — только-только появились в Ленинке, наши люди читали его на языке оригинала. Со словарем.  

— Для нашего поколения перестроечных филологов он был столпом, — говорит доктор филологических наук Марина Загидуллина. — Когда задышала возможность читать идеологически нефильтрованных авторов из других стран, Эко одним из первых пришел к нам серьезным и свежим словом. 

Именно Эко стал первым философом, объяснившим нашему читателю, что такое постмодернизм. В отличие от Запада, где развитие литературы происходило последовательно, исследования по постмодернизму появились в СССР вдруг и сразу. На головы бедных филологов обрушились и Барт, и Делез, и Деррида. Однако среди всех прочих Эко с его умением писать не для высоколобых стал наиболее ясным, понятным. И любимым, конечно же. Филологи не скрывают: именно по работам Эко они учились умению говорить о сложной материи.

Впрочем, мысль писателя, изложенная в его художественных произведениях, была доступна не только профессиональному меньшинству, но и широкому кругу читателей.

— В России в 1990-х годах Эко, сам не подозревая, совершил настоящую революцию, — отмечает кинокритик Антон Долин. — Люди искали новую идеологическую парадигму после разрушения СССР, и в его книгах, которые всегда были безупречными с точки зрения эстетики и этики, они нашли тот моральный код, который позволял остаться человеком. Даже его эссеистика отражала то, что сейчас происходит в мире, невероятно точно.

Конечно, поздние книги, созданные после нулевых, уже не пользовались такой популярностью, как первые произведения Умберто Эко. Но, по иронии судьбы, сегодня книгоиздатели ждут нового ажиотажного спроса на книги Эко. 

— К сожалению, смерть писателя сегодня — один из лучших инфоповодов, стимулирующих продажи его книг, — говорит писательница Елизавета Александрова-Зорина. — После смерти Павича в метро читали «Хазарский словарь», после смерти Маркеса с книжных полок сметали «Сто лет одиночества», когда умер Гюнтер Грасс, молодые люди с пирсингом в носу пришли за Данцигской трилогией. Теперь многие впервые возьмут в руки «Имя розы» (наверняка издательства прямо в эту минуту спешно допечатывают тиражи, а книжные магазины делают выкладки). Об Умберто Эко будут много говорить, вспоминать книги и, кому повезло, личные встречи, он на какое-то время станет темой эфиров и журнальных статей, его тиражи подскочат на порядок, и те, кто обошел вниманием его последний роман «Нулевой номер», разразятся длинными комплиментарными рецензиями. Смерть автора подарит новую жизнь его книгам. 

Совсем скоро, в марте 2016 года, в издательстве Corpus выйдет новый сборник эссе Эко «О литературе». К радости или к сожалению, но сомневаться в успешности тиража не приходится.

Комментарии
Прямой эфир