Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Вредные привычки отнимают у детей память

Как выяснили российские ученые, семиклассники, которые начинают курить и пить, хуже справляются с заданиями
0
Вредные привычки отнимают у детей память
фото: Денис Медведев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сотрудники Научного центра здоровья детей при Минздраве РФ провели исследование и выяснили, что у школьников, у которых есть вредные привычки, ухудшаются память и внимание. При этом опыт курения и употребления алкоголя есть у 8,2% пятиклассников, 11,8% шестиклассников и 15,5% семиклассников.

В исследовании приняли участие около 700 учеников московских школ (пятые, шестые и седьмые классы), а также их родители. Родители должны были ответить, можно ли об их ребенке сказать следующее: «пробовал курить», «несколько раз пил пиво», «несколько раз употреблял вино», «несколько раз употреблял водку», «нюхал клей или тому подобное», «появилось подозрение на употребление наркотиков».

Оказалось, что вредные привычки есть у 8,2% пятиклассников, 11,8% шестиклассников и 15,5% семиклассников. При этом мальчиков в этой статистике больше. К примеру, в пятом классе вредные привычки имеют 5% девочек и 10,8% мальчиков, в седьмом классе — 13,9% девочек и 15,5% мальчиков.

Далее ученые работали только с семиклассниками. Их разделили на группы «без вредных привычек» и «с вредными привычками», после чего предложили детям выполнить ряд заданий.

К примеру, память оценивалась таким образом. На экране монитора подростку показывали таблицу из восьми строк и шести столбцов. Восемь клеток (по одной в каждой строке) были белого цвета, остальные — черного. Нужно было запомнить, а потом как можно точнее восстановить расположение белых клеток. Показатель объема образной памяти у «правильных» детей оказался в 1,4 раза выше, чем у «неправильных» (3,6 против 2,6).

Внимание детей оценивалось с помощью таблиц с числами. Числа были написаны красным и черным цветами. Нужно было найти черные числа в порядке возрастания, красные — в порядке убывания и т.д. В результате выяснилось, что интегральный показатель концентрации внимания у подростков без вредных привычек выше, чем у тех, у кого такие привычки есть (19,8% против 16%).

Также у подростков с вредными привычками оказались хуже показатели в коммуникативной сфере, в сфере стрессового напряжения, в сфере эмоционального благополучия и т.д. Ученые отмечают, что «происходило негативное взаимодействие»: формирование вредных привычек влияло на адаптацию в школе, и наоборот. 

— Возникает вопрос: что первично — проблемы ребенка, к которым он пытается адаптироваться, употребляя психоактивные вещества, или то, что он употребляет психоактивные вещества и из-за этого у него ухудшается память и появляются другие проблемы? — говорит директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков.— Я глубоко убежден, что первичны именно проблемы. Например, если у ребенка синдром дефицита внимания — а этот синдром очень плохо диагностируется в России и, по сути, его никто не лечит, — не стоит удивляться, что у него появятся проблемы в общении, в учебе и что в итоге он начнет употреблять что-то. Потому что психоактивные вещества что для взрослых, что для детей — это адаптоген. Людям кажется, что так они адаптируются к своим проблемам, но на самом деле происходит еще более глубокая дезадаптация.

По словам Олега Зыкова, то, что в основе любой зависимости лежат психологические проблемы, доказывает эксперимент, который с 2010 года проходит в Колпинском районе Санкт-Петербурга. Если подросток задерживается за пьянство или употребление наркотиков, он должен прийти к психологу в специальный центр, заполнить анкету и побывать на 18 сеансах психотерапии. В результате если в 2010 году в районе было задержано за незаконный оборот наркотиков 35 подростков, то в 2014-м — 7. В 2014 году за употребление спиртного было задержано 88 подростков, в 2014 году — 31. 

Психолог Алина Понамарева отмечает, что появление вредных привычек у ребенка не зависит от материального положения его семьи.

— Например, если богатые родители любят коллекционировать алкогольную продукцию, то ребенок видит, что алкоголь представляет ценность, и это отражается на его ценностной шкале. Рано или поздно он может захотеть выпить эти напитки, — говорит она. — При этом не только следование ценностям собственных родителей, но и протест против них может вылиться в зависимость от каких-либо вредных веществ. Процесс воспитания на сегодняшний день затруднен, потому что виртуальные сети позволяют ребенку избегать родителей, зависая перед телевизором или за компьютером. Отсюда неразвитая и неустойчивая нервная система, которая делает растущего человека более уязвимым,— считает психолог.

Комментарии
Прямой эфир