Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

«В искусстве должна быть провокация»

Евгений Миронов — о фильме No Comment, террористах и патриотизме
0
«В искусстве должна быть провокация»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В прокат выходит российская драма режиссера Артема Темникова No Comment — основанная на реальных событиях история молодого немецкого парня, завербованного террористами в Германии и приехавшего воевать на Кавказ. Художественный руководитель «Студии Третий Рим» Евгений Миронов рассказал «Известиям» о том, как проходили съемки.

— Чем вас как художественного руководителя заинтересовала эта история? 

— Тема религиозной войны поднималась уже не раз, но художник может посмотреть на любую тему с другой точки зрения. И тогда в его произведении мы видим то, чего не видели раньше. Артем Темников — режиссер-документалист, и он снимал этот фильм на основе двух реальных историй — нашего российского спецназовца и немецкого парня, завербованного ваххабитами. Это история двух совершенно разных молодых людей, попавших в одну точку земного шара и фактически убивших друг друга. Я понял, что такого полудокументального, полухудожественного рассказа еще не было.

 «В искусстве должна быть провокация»«В искусстве должна быть провокация»

Съемки проходили в России? 

— Мы снимали и в Германии, и в России, и кастинг тоже проходил в обеих странах. Мы долго спорили о каждом актере, но  в итоге я доволен результатом. 

— У вас в фильме задействована современная военная техника. Тяжело было ее найти для съемок? 

— Военную технику для съемок нам предоставило Министерство обороны. Я рассказал Сергею Шойгу про фильм, и он нас поддержал. У нас уже заканчивались деньги и не получалось где-то искать и брать в аренду бронетранспортеры и всё остальное. Так что я очень благодарен Сергею Кужугетовичу за поддержку и помощь.

 «В искусстве должна быть провокация»«В искусстве должна быть провокация»

— Два главных героя — оба молодые парни, один русский, второй немец. И оба оказываются на войне, оба погибают... Это подчеркивает их схожесть, несмотря на происхождение из разных стран? 

— Наоборот, они очень разные: немецкий парень был вовлечен в эту войну группировкой террористов, он не понимал, во что ввязывается. Тем более что в душе он так и не стал «воином веры», он не одержим убийством неверных, как его «коллеги». У этого мальчика была другая цель — любовь. Он хотел заслужить любовь девушки, а ему объяснили, что надо совершить мужской поступок — стать мусульманином и доказать в бою твердость своей веры. Любовь взращивает в человеке мужчину, а тут ему предлагают еще и приключение: поехать далеко от дома, воевать. В этом есть романтика. Но, приехав туда, он понимает, что попал в ад. Оказался среди людей, чуждых цивилизации, для которых убить человека всё равно, что барана зарезать. Когда наступает прозрение, он задается вопросом — зачем я здесь? А у нашего спецназовца, офицера, таких вопросов нет — у него есть долг — защищать Родину, очистить ее от боевиков. Он здесь осознанно и прекрасно понимает, за что отдает свою жизнь. 

— Но тем не менее развязка одинаково трагична для обоих. 

— Закон трагедии — главный герой должен погибнуть. В драме не может быть никакого положительного выхода из конфликта. И то, что оба героя погибают от одной пули, которая проходит через их тела насквозь, становится символичным: какими бы мы ни были разными и как бы далеко друг от друга ни находились, нас всех может достать одна пуля. 

«В искусстве должна быть провокация»

— На фоне проблемы с беженцами и мигрантами в Европе картина выглядит очень актуальной. Даже предостерегающей. 

— Искусство — это всегда предостережение. Наш фильм фиксирует все самые острые проблемы на эту тему, но у нас не было задачи отвечать на вопросы. Цель искусства — поднять вопрос, но не дать на него ответ. В искусстве должна быть и провокация, чтобы пробудить общественный интерес к проблеме. Мы сейчас все — я не только про нашу страну говорю — находимся в каком-то сладостном упоении от войны. Нас интересует, сколько бомб сегодня сброшено, какое новое вооружение запущено в производство, какое количество стран присоединилось к бомбежке. Такое ощущение, что это стало столь же естественным ежедневным делом, как утром съесть яйцо всмятку. Уже никто не считает погибших. И вот, посмотрев на эту простую историю, может, кто-то задумается, насколько это всё, в сущности, страшно. Что данные о погибших — это не абстрактные цифры, а реальные трагедии, смерти реальных людей. Это болело у Артема Темникова, я прочитал сценарий, и его боль передалась мне, а дальше уже это передается зрителям. Значит, может появиться сила, способная противодействовать равнодушию, с которым сегодня смотрят на то, что происходит в мире. Для этого и делаются фильмы. 

«В искусстве должна быть провокация»«В искусстве должна быть провокация»

— А не боялись затрагивать тему религии? Все-таки главный герой на войну приходит через принятие ислама. 

— К боевикам приводит не ислам, не религия, а люди. Это всё равно, что говорить, что христианство привело к крестовым походам. Крестоносцы шли с крестом, но вела их не Библия, а люди. Я сам играл мусульманина у режиссера Владимира Хотиненко, в Коране нет того, что сейчас на щитах у боевиков, террористов и пр. У тех, кто вербует на войну, совсем другие цели: ведь вместе с беженцами сегодня в Европу едут и те, у кого есть задание от террористов. 

— Но все-таки проблема мигрантов шире? 

— Да, и сейчас на Западе мигрантов встречают уже не так радушно, понимая, с чем столкнулись. Ведь неизвестно, какие цели и задачи даже у тех, кто остается в Европе. Например, турки в Германии не хотят ассимилироваться, они живут обособленно, в Берлине есть целый квартал, где у них свои школы и магазины, при этом многие не говорят по-немецки и не хотят учить язык, им великая немецкая культура не нужна. Они несут свои ценности, а что это за ценности — вопрос. И вот наша картина как раз и говорит о том, что у всех, прибывающих в Европу, разные цели: кто-то хочет просто выжить, а кто-то несет свои идеалы и войну. Причем эта проблема назревала гораздо раньше, и сейчас ее быстро не решить. Так что Nо Comment — очень современное кино.

«В искусстве должна быть провокация»

Комментарии
Прямой эфир