Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Идеальная покупка

0
Идеальная покупка
Фото: json.tv
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За последние 15 лет российская электронная коммерция прошла серьезный путь развития — от простых сайтов до 50 тыс. полноценных интернет-магазинов. Сегодня рынок онлайн-торговли — один из немногих, продолжающих расти даже в условиях финансово-экономического кризиса.

По данным агентства Data Insight, объем рынка интернет-торговли с учетом трансграничного сегмента за прошлый год составил 645 млрд рублей, а рост — 17%. Итоги за текущий год еще не подведены, но эксперты прогнозируют сумму порядка 653 млрд и рост около 10%. Несмотря на то что электронная коммерция составляет всего 3% от общего объема ритейла, это самый быстрорастущий сегмент рынка. Число покупателей увеличивается — около 60% пользующихся интернетом жителей Москвы и Санкт-Петербурга совершили хотя бы одну покупку онлайн за текущий год и еще около 30% намерены сделать ее в ближайшие месяцы. Возможно, скоро мы догоним Великобританию, где доля онлайн-торговли составляет более 10% объема ритейла, а 96% новогодних покупок совершаются в Сети.

Последние тенденции рынка онлайн-продаж: мобильный шопинг, а также шопинг в социальных сетях. «Пользователи переходят от компьютеров к использованию планшетов и смартфонов, — отмечает Дмитрий Лисницкий, CEO международного центра интернет-торговли Allbiz. — Доля мобильного трафика на сайтах составляет 25–35%. Если в 2008 году лишь 12% пользователей заходили в интернет с мобильных устройств, то, по оценкам eMarketer, в 2015 году их доля возросла до 51%». В этом году Google поменял алгоритмы ранжирования сайтов и заявил, что компаниям, не имеющим адаптированной под мобильные устройства версии магазинов, «не видать топовых позиций в рейтингах».

Социальная же коммерция пока предназначена для «хобби-бизнесов» и компаний с узкой потребительской нишей. «Последний тренд — канал продаж через Instagram, который позволил выстрелить мелким бизнесам по продаже украшений, одежды, косметики, чей оборот с нуля вырос до 50 миллионов рублей в месяц», — рассказала Ирина Безуглова, владелица интернет-магазина Сlarisonic Club. Потенциал видят и большие игроки, недаром Vk.com и Facebook уже внедрили кнопку «купить» и активно ее тестируют. По оценкам экспертов, около 52% покупателей узнают о товаре или продавце и принимают решение о покупке именно в социальных сетях.

«У онлайн-торговли три основных преимущества — время, деньги, выбор, — уверен Владимир Ким, генеральный директор компании «Блэк Фрайдэй». — Онлайн-шопинг не требует физического посещения магазинов, сайты работают в режиме 24/7, покупатель получает доступ к неограниченному ассортименту товаров. Кроме того, цены в интернете всегда ниже».

Однако живое общение с консультантом — несомненный плюс традиционных магазинов. Среди прочих — возможность подержать товар в руках, пощупать, понюхать, рассмотреть с разных сторон и сразу же забрать покупку. «Примерка и оценка качества вещи — очень важны, — говорит Ирина Безуглова. — При покупке офлайн количество возвратов в разы меньше, чем при онлайн-шопинге, что снижает издержки по возврату — существенную статью расходов онлайн-магазинов».

Впрочем, в последнее время традиционные магазины столкнулись с явлением «шоуруминга»: все чаще покупатели смотрят товар офлайн, а саму покупку совершают онлайн. «Магазины ищут выходы: улучшают сервис, стараются представлять специальные товары, которых нет в интернете, или конкурировать ценой, оказывая давление на торговые сети», — рассказывает Дарья Киселева, маркетолог логистического агентства «20А».

По мнению Олега Макарова, старшего партнера консалтинговой группы TCG, у офлайн-магазинов останется свой покупатель. В онлайн полностью перейдут некоторые группы товаров — в первую очередь нематериальные: билеты, туристические туры, затем цифровые товары и бытовая техника, а также доставка продуктов и стандартных промтоваров. Но, например, «не сдадутся» магазины от производителя, особенно это касается продавцов строительных и отделочных материалов. Часто они предлагают обслуживание экспертного уровня: помогают с выбором и сочетанием фактур и оттенков, иногда даже делают бесплатно расчет или дизайн-проект, тогда экономия на услугах дизайнера оправдывает наценку.

Переход пользователей из офлайна в онлайн — естественный процесс, который может идти быстрее или медленнее, но остановить его уже невозможно. «Да, есть определенные барьеры, ключевой — недоверие к онлайн-продажам, причем он важен именно для России, в Европе и США его давно нет, но все меняется гораздо быстрее, чем можно было предположить», — говорит Алексей Жебелев, сооснователь и операционный директор Оnlinetours.ru.

В начале эволюционного пути торговли стоит модель single-channel, когда у компаний есть только по одному каналу продаж, у кого-то это офис или магазин, у других телефон или сайт. Далее идет модель cross-channel, когда помимо классического магазина у компаний открываются интернет-магазины. «Такой подход убирает ряд препятствий, и онлайн-канал воспринимается потребителем не как ультимативное противопоставление офлайну, а как удобное к нему дополнение», — отметил Алексей Жебелев. Следующий шаг — multi-channel, когда все имеющиеся каналы коммуникации с покупателями синхронизирируются на уровне IТ-систем. И, наконец, оmni-chanell, когда IТ-система позволяет гибко обрабатывать данные и делать персонализированные предложения. Главное здесь — бренд и покупатель, а каналы взаимодействия вторичны.

Пока в России идет создание системы оmni-канальных продаж, в США уже наступает эра mobile commerce company, и профессиональное сообщество говорит о необходимости всегда быть рядом с клиентом: в его телефоне, браузере, в молле, в магазине рядом с домом. «Покупатель не рассуждает категориями «купить онлайн» или «купить офлайн», он ищет товар конкретного бренда либо характеристик и совершает покупку у того ритейлера, который предлагает наиболее удобные условия покупки и стоимость товара», — объясняет Евгений Данилик, руководитель направления B2C DPD в России. При этом покупатель хочет, чтобы независимо от способа покупки все накопленные бонусы и скидки сохранялись. Эксперт приводит в пример компании Zara и Love Republic, чей клиент может купить товар на сайте или в мобильном приложении, а забрать заказ в ближайшем офлайн-магазине либо выбрать доставку курьером, а также вернуть товар любым удобным ему способом.

Комментарии
Прямой эфир