«Умение посмеяться над собой в тяжелой ситуации — форма самозащиты»
В начале 2016 года в прокат выходит долгожданное продолжение одной из самых смешных и актуальных российских комедий — «День выборов-2». Герой предыдущей картины, «технический кандидат» Игорь Цаплин (актер Василий Уткин) готовится к перевыборам, чтобы сохранить за собой пост губернатора. И снова уже знакомая команда пиарщиков «Как бы радио» включается в предвыборную гонку. О том, как шла работа над фильмом, в интервью «Известиям» рассказал музыкант и актер Алексей Кортнев.
— Вы снова вернетесь к своему герою из первого фильма — атаману Алексею Парамонову?
— Формально да. Конечно, это тот же самый персонаж, но претерпевший некоторые изменения: у него произошел карьерный рост. Поэтому он выглядит более солидно, да и ведет себя по-другому, но в глубине души остается тем же дураком со слабыми моральными принципами, что был и в первой серии.
— То есть внутреннего прогресса с ним за эти годы не произошло?
— Мне кажется, что внутренне люди вообще не меняются — с чего вдруг? Где-то после достижения шестилетнего возраста человек уже остается самим собой до самой смерти.
— После первой части фильма строчки из песни «Выборы, выборы, кандидаты-п...» ушла в народ. А во второй части на какие песни делаете ставку?
— На этот раз мы приняли решение, что песни из спектаклей в кино мы больше использовать не будем, так как это не имеет успеха. Поэтому здесь будет просто наборный саундтрек из песен, которые нам хорошо знакомы, как это было, например, в фильме «День радио». Но основная песня из первой части — те самые «Выбора» — во вторую часть все же перекочевала. Куда же без нее. А остальная музыка — это в основном мировая и советская классика эстрады. Правда, я пою в кадре со своими казаками, но подробности пока раскрывать не буду — это интрига.
— В первой части была показана жизнь регионов России. Во второй части этот «портрет» изменился? Все-таки с 2009 года прошло много времени, что-то, наверняка, поменялось.
— Жизнь в провинции здесь показана с любовью и юмором, но одновременно и с печалью за то, что происходит у нас на Руси Великой. Потому что, по сути, за прошедшие со времени первого фильма 7 лет в российской глубинке мало что изменилось. Это Москва, Питер и еще несколько больших городов приукрасились, а остальные так и остались у разбитого корыта. И во второй части это самое разбитое корыто показано во всех подробностях.
— Градус сарказма сохранился?
— Несомненно. Это будет такая же сатирически-ироническая повесть, как и первая часть, и, на мой взгляд, уровень юмора тут не ниже. Вообще русский юмор, да и любой юмор весь на том и построен — разные народы шутят над нелепостью собственной жизни, над собственной бедностью, алкоголизмом, ленью и т.д. Для русского человека характерны самые, казалось бы, печальные анекдоты о России, но тем не менее мы над ними смеемся. Это такая форма самозащиты — умение посмеяться над собой в самой тяжелой ситуации.
— Как вам кажется, ситуация с проведением выборов в стране поменялась?
— Ну, есть у нас один-единственный пример на всю страну: Екатеринбург и мэр Ройзман. Но это исключение, которое скорее подтверждает общее правило — что никаких позитивных перемен к лучшему тут нет. Выборы снова стали бессмысленным занятием, потому что выбирать особо не из кого. Главная перемена — наш президент вернул все-таки губернаторские выборы, поэтому и вторая часть фильма стала актуальной. К добру это или к худу — будущее покажет.
— А не было сомнений — делать или не делать вторую часть? Ведь зачастую продолжения удачных фильмов бывают уже не такими блестящими.
— Были, конечно, как и у всех, кто занимается выпуском сиквела. Но, как говорится, волков бояться — в лес не ходить. Надо было сделать продолжение, пусть даже оно и будет менее успешным. Даже если соберет в прокате меньше, чем первая часть, всё равно окупится. Не это же главное, а то, что свою аудиторию это кино всё равно найдет.
— Вы сами наше современное российское кино смотрите?
— Стараюсь. Из последнего мне очень понравился фильм Василия Сигарева «Страна Оз». А еще мне понравились, как это ни смешно прозвучит, «Елки мохнатые» — добрая такая комедия для всей семьи, на премьеру которой меня привел мой друг Андрей Мерзликин, за что я ему благодарен. Хотя, конечно, большинство наших новогодних комедий, выходящих в прокат, сделаны на скорую руку. Видно, что люди просто хотели заработать, а не снять по-настоящему смешной фильм, который бы остался со зрителями надолго. Всё же ведь зависит от текста. Мы любим замечательные комедии Эльдара Рязанова или Леонида Гайдая потому, что мы их цитируем. Фразочки и целые диалоги из них уходят в народ. Так же писали свои книги Ильф и Петров, Зощенко, Стругацкие. Ты прочитал такую книгу, и потом у тебя в голове начинают всплывать, словно пузыри в газировке, блистательные шутки и афоризмы, которые применимы во многих жизненных ситуациях. По этой же причине живут так долго и работы «Квартета И» — они тоже очень скрупулезно работают над текстом.
— Вы вспомнили комедии Рязанова и Гайдая, а ведь они были еще и очень музыкальными, песни из них тоже ушли в народ. В современном кинематографе это редкость.
— Думаю, у нас тоже рано или поздно появятся фильмы, в которых музыка будет иметь такое же значение, как в фильмах Рязанова или Гайдая. Просто сейчас мы эту сторону кинематографа упустили. Таких музыкальных комедий, как в советские годы, сегодня не снимают. Но я уверен, что это временное явление — ведь уже вернулась детская песня, с которой с конца 1980-х у нас был чудовищный провал, ничего не писалось для детей хорошего. А сейчас появились «Маша и Медведь», «Смешарики», «Три богатыря» и так далее, сразу появились и десятки песен из этих мультфильмов, которые дети распевают наизусть, любят и знают. Уверен, что песня вернется и во взрослое кино, надо только дождаться того момента, когда режиссеры будут набирать саундтреки не из готовых композиций, а заказывать новые песни у хороших авторов.