Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Посещаемость филармоний к 2025 году планируют повысить в два раза

Правительство утвердило Концепцию развития концертной деятельности в области академической музыки
0
Посещаемость филармоний к 2025 году планируют повысить в два раза
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительство РФ утвердило Концепцию развития концертной деятельности в области академической музыки. В документе отмечается, что сегодня в стране академическая музыка слабо востребована населением, имеются серьезные проблемы с материально-технической базой (не хватает новых зданий концертных залов, многие из имеющихся — в негодном состоянии) и с репертуаром филармонических коллективов (ради привлечения публики создают неакадемические программы развлекательной направленности). В течение ближайших 10 лет с помощью реализации концепции планируется решить эти проблемы — в частности, в пять раз увеличить количество слушателей интернет-трансляций концертов академической музыки, в два раза — количество слушателей концертов по России в среднем, количество регионов, имеющих концертные залы, пригодные для проведения концертов симфонических коллективов, а также регулярность выступлений ведущих творческих коллективов в регионах России.

«Афиша формируется исходя прежде всего из потребностей аудитории в жанрах неакадемической музыки (...) Из репертуара большинства симфонических оркестров постепенно уходят жанры, которые должны составлять его основу, — симфонии и другие сочинения крупной формы. Всё большее предпочтение отдается легкой популярной классике — оперным увертюрам, балетным номерам, музыке из кинофильмов, песням», — сказано в документе.

В ходе подготовки концепции было выявлено, что в настоящее время 36% филармонических концертных организаций арендуют помещения, при этом строительство новых залов ведется крайне медленно. А 21% имеющихся зданий требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что в России слабо развиваются общественные потребности в музыкальном академическом исполнительстве. Значительная часть населения России не приобщена к классическому музыкальному наследию, а интерес широкой публики к нему несравненно ниже, чем в Европе.

Для поднятия общественного интереса к академической музыке в концепции предлагается, в частности, увеличить время на занятия музыкой в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, усилить внимание к филармонической концертной деятельности со стороны СМИ. Концертным организациям предписывается заняться просветительским проектами — проводить открытые репетиции, встречи до и после концертов, организовывать клубы любителей музыки, а также заняться созданием виртуальных концертных залов для трансляции концертов.

«Использование возможностей сети интернет для многих жителей — единственная возможность приобщения к академическому музыкальному искусству, частично компенсирующая существенное сокращение доли академической музыки на телевидении и радио. Создание виртуальных концертных залов даст филармониям возможность не только обеспечивать показ концертов академической музыки, но и осуществлять просветительские, воспитательные и образовательные функции», — сказано в концепции.

Директор Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО) под управлением Павла Когана Всеволод Положенцев отметил, что коллективу иногда приходится играть программы, которые не совсем свойственны симфоническому оркестру.

— МГАСО во главе с его художественным руководителем несет традиции, которые сложились в русской, советской, а также мировой музыкальной культуре. Достаточно посмотреть те программы и тот репертуар, который регулярно исполняется оркестром и его художественным руководителем. Тем не менее, к сожалению, и нашему оркестру иногда приходится играть с приглашенными дирижерами программы, которые не совсем свойственны симфоническому оркестру, — отметил Положенцев. — К сожалению, сейчас размыта грань между серьезным симфоническим репертуаром и популярной симфонической классикой. Это очень серьезная проблема, и хорошо, что она поднята. Из-за коммерциализации жанра принято идти на поводу у непрофессионального, случайного слушателя, и многим приходится переходить на соответствующий репертуар. Эта проблема существует во многих странах, не только в России.

Художественный руководитель Бурятской государственной филармонии Наталья Уланова рассказала «Известиям», что филармония испытывает трудности с заполняемостью зала на концертах академической музыки.

— Когда у нас выступает оркестр Владимира Спивакова или Юрия Башмета, публика идет в филармонию, потому что знает их. А, например, лауреаты конкурса Чайковского уже не собирают такую аудиторию. У нас нет собственного оркестра, филармония вынуждена привозить артистов. В этом нам помогает минкультуры Бурятии, также мы сотрудничаем с Московской филармонией. Нам трудно конкурировать со многими культурными учреждениями Улан-Удэ, устраивающими концерты эстрадных артистов. Несмотря на это, мы стараемся, чтобы наш репертуар на 80% состоял из академической музыки в исполнении камерных и симфонических оркестров: пытаемся заинтересовать публику творчеством Чайковского и Рахманинова, — сказала Наталья Уланова.

Глава общественного совета при Минкультуры пианист Денис Мацуев, напротив, не согласен с некоторыми доводами документа. В том числе с утверждением о том, что у российской публики отсутствует интерес к классической музыке.

— Я гастролирую с десятками концертов по всей стране и могу утверждать, что залы переполнены. И не только на моих концертах, но и на концертах моих коллег. Сейчас царит филармонический бум. К тому же на концертах в России присутствует огромное количество молодой публики, что невозможно представить себе в Америке и странах Европы. Я на днях играл в Женеве, и слушателям в зале было в основном за 50–60 лет, — отметил Денис Мацуев.

Некоторые пункты концепции начали реализовываться еще до ее принятия. Так, с 1 сентября Минкультуры в рамках эксперимента внедрило в несколько общеобразовательных школ уроки музыки нового типа, на которых сочетаются рассказы о музыке с применением современных технологий и мультимедийных пособий, пение в хоре, а также игра на музыкальных инструментах.

Комментарии
Прямой эфир