Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Исламиста на службе ВСУ заподозрили в убийстве наемника
Армия
Штурмовики ВС РФ пробрались в тыл ВСУ в районе Новомихайловки
Мир
Лавров назвал условия возобновления диалога по стратегической стабильности
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» уничтожили опорные пункты ВСУ на южнодонецком направлении
Недвижимость
В Краснодаре стоимость жилья за год снизилась на 6%
Общество
Жителя Сахалина обвинили в убийстве 18-летней давности
Экономика
Chanel разрывает договоры аренды с российскими ТЦ
Мир
Полянский заявил об отсутствии у США права поучать другие страны в СБ ООН
Происшествия
В Белгороде в результате атаки ВСУ были повреждены 17 многоквартирных домов
Культура
Люк Бессон начал съемки новой экранизации «Дракулы» Брэма Стокера
Происшествия
Вулкан Эбеко на Курилах выбросил пепел на высоту 2,5 км
Интернет и технологии
В России начали создавать аналог PlayStation
Мир
На первичный ремонт рухнувшего в Балтиморе моста выделено $60 млн
Происшествия
Ветерана СВО забили до смерти в Пермском крае
Общество
Депутат Госдумы напомнил о штрафе за сжигание мусора на даче
Общество
Синоптик рассказал о погоде в выходные в Москве

Пушков: «Отзыв посла РФ может стать ответной мерой на действия Турции»

Глава комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков считает, что Турция перешла красную черту в отношениях с Россией
0
Фото предоставлено пресс-службой А.К. Пушкова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Президент России Владимир Путин, выступая с заявлением в связи с крушением российского СУ-24 в Сирии, сообщил, что инцидент будет иметь трагические последствия для российско-турецких отношений. Пока ответные меры официально не объявлены. О том, что может предпринять Россия в ответ на действия Турции, глава комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков рассказал корреспонденту «Известий» Наталье Башлыковой.

— Ваши коллеги по Госдуме предлагают разорвать дипломатические отношения с Турцией, насколько это реально? Какие могут быть вообще ответные меры, ведь, как сказал Владимир Путин, атака на Су-24 будет иметь трагические последствия для российско-турецких отношений.

— Разрыв дипломатических отношений обычно происходит, когда страны переходят в состояние войны или когда одно государство не признает власти другого государства. Как, например, в свое время США разорвали дипломатические отношения с Кубой, когда открыто пытались свергнуть кубинское правительство и предпринимали действия, направленные на убийство Фиделя Кастро. С гитлеровской Германией у нас дипломатические отношения сохранялись до 22 июня 1941 года. Только после начала войны произошла эвакуация посольств: советского из Берлина и немецкого из Москвы. Поэтому разрыв дипломатических отношений — абсолютно крайняя мера, которая означает, что страны находятся на пороге военных действий. На мой взгляд, при всем негодовании, которые у нас вызвали действия турецкой стороны, ситуация не такова, чтобы разрывать дипломатические отношения.

Есть другие шаги, которыми страны выражают свое отношение к такого рода враждебным действиям. Прежде всего это отзыв посла и предложение послу того государства, которое совершило агрессивные действия, покинуть территорию страны. Такие решения могут быть приняты, и они означают крайне высокую степень конфликтности между странами. Если Россия примет эти меры, то они, безусловно, будут вызваны действиями Турции, потому что Россия не предпринимала ни малейших враждебных действий. Ведь сбит не турецкий, а российский самолет.

Причем отзыв посла может длиться продолжительное время. Это, конечно, резкое снижение уровня двусторонних отношений. Это была бы логичная мера, потому что по отношению к нам совершен откровенно враждебный военный акт. Не случайно глава МИД России Сергей Лавров отменил свой визит в Турцию. Считаю, что подобный шаг в сложившейся ситуации был бы оправдан.

— А что касается других мер — прекращения полетов в Турцию, отказа от туристических поездок?

— МИД уже выступил с рекомендациями к гражданам России не посещать Турцию. Это первое. Во-вторых, на мой взгляд, страна, которая сбивает российский самолеты, по информации нашего президента, над территории другого государства — Сирии, не способна гарантировать безопасность наших граждан. Кроме того, на территории самой Турции действуют боевики ИГИЛ. Известно, что именно из Турции в ИГИЛ попасть легче всего, что террористы пользовались ее территорией для транзита. Через нее к террористам шло оружие, там отсиживались боевики, которые то покидали территорию Сирии, то возвращались. И наконец, в Турции ИГИЛ совершает террористические акты. Недавний теракт в Анкаре, по заявлению премьер-министра Турции, был совершен представителями ИГИЛ.

В этих условиях кто может гарантировать безопасность российских граждан на этой территории? Тем более что сейчас в Анкаре усилится антироссийская кампания. Турция будет оправдываться и объяснять свои действия, утверждать, что было нарушено ее воздушное пространство. Можно ли ехать в страну в такой обстановке?

— Владимир Путин в своем заявлении дал четко понять, что Турция выступила на стороне террористов. Возможна ли теперь широкая коалиция по борьбе с ИГИЛ?

— Широкая коалиция на сегодняшний день в любом случае не просматривается, потому что США против. Действия Турции ничего не меняют.

Турция формально входит в американскую коалицию, которая, как известно, полтора года ничего не предпринимала и неизвестно что бомбила. 6 тыс. боевых вылетов, которые совершила авиация США, практически не нанесли ИГИЛ никакого ущерба. По данным одного высокопоставленного иракского политика, только в 15% случаев ВВС США совершали реальные авиаудары. В остальных случаях бомбы вообще не сбрасывались под разными предлогами: песчаные бури, плохая видимость, наличие пастуха со стадом овец. Турция является частью этой фиктивной борьбы с ИГИЛ. Всем известно, что она рассчитывала, что ИГИЛ поможет ей свергнуть правительство Башара Асада.

Поэтому думаю, что сейчас возможно не столько создание единой коалиции по борьбе с ИГИЛ, сколько некой коалиции де-факто, может быть, неформализованной.

На мой взгляд, такая коалиция де-факто может возникнуть у России и Франции. И какой бы ответ ни получил Франсуа Олланд во время предстоящих переговоров с Бараком Обамой, я не представляю, что президент Франции даст задний ход в своей решимости бороться с ИГИЛ. Особенно после того как он, выступая перед двумя палатами парламента Франции, заявил: «Наш враг в Сирии — ИГИЛ». Значит, Франция будет продолжать свои действия против ИГИЛ, и Россия тоже будет их продолжать. Считаю, что США не смогут этому помешать.

Другое дело, будет ли переход к практической координации военных действий. Думаю, что при активных действиях французской и российской сторон ее элементы будут появляться, поскольку в водах Средиземного моря находится французский авианосец «Шарль де Голь», французские самолеты совершают боевые вылеты. Конечно, для успешной борьбы против ИГИЛ желательно создание единой коалиции, но, судя по последним заявлениям администрации Обамы, в ближайшее врем этого не случится.

— Пентагон сухо прокомментировал инцидент с Су-24, заявив, что соглашение США и России по предотвращению конфликтов в воздухе неприменимо к Турции, почему?

— Думаю, они дали таким образом понять, что ответственность за инцидент с самолетом России несет не коалиция с участием США, а исключительно Турция.

— Тем не менее блок стран НАТО заявил о созыве внеочередного заседания Североатлантического совета. Можно ли с его стороны ожидать каких-либо действий?

— Поскольку Турция не была атакована Россией и никакой угрозы безопасности для Турции Россия не представляет, то крайне затруднительно сказать, что могут предпринять в НАТО по этому поводу. НАТО обязано действовать, когда нарушена безопасность одной из стран — членов НАТО. Но ни один человек от действий России не погиб на территории Турции. Напомню, что сбит российский, а не турецкий самолет. В этих условиях у НАТО нет никаких юридических оснований для действий. Хочу заметить, что НАТО воздерживается от действий даже после того, как ИГИЛ атаковало Францию.

Поэтому, скорее всего, НАТО ограничится рассмотрением этого инцидента, постарается продемонстрировать единство и поддержать турецкую версию о том, что самолет РФ нарушил турецкое воздушное пространство, потому что никакого другого оправдания они придумать не смогут. Но это оправдание абсолютно несостоятельное, поскольку применять оружие против соседнего дружественного государства — это в любом случае переход красной черты.

Комментарии
Прямой эфир