Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Регионам запретили выкупать землю для ЧМ-2018 за федеральный счет

Правительство отказалось одобрить льготы для регионов в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу
0
Регионам запретили выкупать землю для ЧМ-2018 за федеральный счет
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительство выступило против законопроекта, распространяющего действие закона о чемпионате мира по футболу 2018 года на региональные объекты инфраструктуры, не вошедшие в федеральную программу подготовки. Этот законопроект внесли в Думу мордовские власти в июле 2015 года, с тем чтобы, по сути, уравнять статус федеральных и региональных объектов, а также привлекать мигрантов на стройки в упрощенном порядке, но, по данным «Известий», кабмин подготовил негативный отзыв на законопроект.

— Для реализации законопроекта могут потребоваться дополнительные ассигнования из федерального бюджета и соответствующих бюджетов субъектов РФ, в том числе на проведение строительного контроля организациями, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также на возмещение правообладателям земельных участков убытков, связанных с прекращением прав пользования, владения, аренды, — пояснила «Известиям» представитель Минэконоразвития Елена Лашкина причину отрицательного отзыва на проект.

В проекте поправок госсобрания Республики Мордовия в закон «О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года...» (принят в 2013 году) также предлагалось распространить порядок привлечения мигрантов на стройки ЧМ-2018, принятый правительством в июле 2015 года. Как писали «Известия» (/news/587244), подрядчики главных объектов чемпионата мира-2018 смогут набирать рабочих без квот, а документы мигрантов будут обрабатываться в более короткие сроки. Что касается предоставления этой льготы регионам, Лашкина отметила, что этот пункт «обоснованность включения в закон также вызывает сомнение».

— Минспорта России подготовило проект официального отзыва на законопроект госсобрания Республики Мордовия и направило его на согласование в профильные ведомства, в том числе в Минстрой России, — сообщили в пресс-службе Минстроя. — Минстрой России рассмотрел его в рамках своей компетенции и согласился с позицией, изложенной в проекте отзыва.

В ведомстве готовы точечно включать проблемные объекты в федеральную программу.

— В региональные программы в основном входят объекты, которые также включены в федеральную программу подготовки к ЧМ-2018, и в их отношении будут действовать особенности осуществления хозяйственной деятельности, предусмотренные законом. Что касается иных объектов, то в случае реальной необходимости нужно ставить вопрос о включении их в федеральную программу. То есть действующее законодательство позволяет решить вопрос об осуществлении хоздеятельности в связи с подготовкой к ЧМ-2018 на особых условиях без внесения изменений в федеральный закон, — пояснили в ведомстве.

В федеральную программу подготовки к ЧМ-2018 по футболу (pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102166368) у России входят свыше 250 объектов, в том числе 20 спортивных объектов, 41 объект транспорта, 27 объектов коммунальной инфраструктуры, 17 объектов энергоснабжения, 38 гостиниц, 15 объектов здравоохранения. Стоимость программы — 627 млрд рублей (330,6 млрд рублей — федеральный бюджет; 97,2 млрд рублей — бюджеты субъектов; 199,1 млрд рублей — внебюджетные источники). Бюджет плана сократился в течение 2015 года с суммы порядка 660 млрд рублей. В начале октября министр спорта РФ Виталий Мутко заявлял, что больше никакой коррекции в сторону увеличения бюджета по подготовке чемпионата мира по футболу 2018 года, который пройдет в России, не будет. В Минспорта не смогли предоставить оперативный комментарий.

По мнению замминистра целевых программ Республики Мордовия Николая Златорунского, состав объектов инфраструктуры, включенных в федеральную программу, является минимально необходимым для успешного проведения чемпионата.

— Власти субъектов, являющиеся ответственными исполнителями мероприятий программы, также разработали и утвердили по согласованию с Министерством спорта РФ региональные программы подготовки к ЧМ-2018, — рассказал Златорунский «Известиям». — В частности, у Мордовии есть такая программа (e-mordovia.ru/content/view/3006). Ее бюджет составляет 15,5 млрд рублей (федеральный бюджет — 3 млрд, республиканский 5,4 млрд, внебюджетные источники — 6,9 млрд рублей). Законом закреплены ускоренные порядки, успешно применявшиеся при подготовке к зимним Играм в Сочи-2014, саммиту АТЭС 2012 года. При этом региональные программы включают так называемые взаимосвязанные объекты, напрямую влияющие на функционирование основных объектов программы, но реализация всего комплекса мероприятий по региональным объектам происходит в обычном порядке, что недопустимо в условиях сжатых сроков подготовки к проведению ЧМ-2018. Поэтому правительство Мордовии с 2014 года совместно с Министерством спорта РФ инициировало процесс внесения изменений в закон для распространения его требований на объекты региональных программ.

Председатель госсобрания Республики Мордовия Владимир Чибиркин в разговоре с «Известиями» подчеркнул, что мордовским властям важно именно упрощение порядка и сокращения сроков работы с градостроительной и землеустроительной документацией.

— Сейчас важен каждый день, и чем меньше времени уйдет на оформление документов и согласительные процедуры, тем больше его останется на реальные дела. Нашу инициативу активно поддержали коллеги из других регионов, которые, так же как и мы, в 2018 году будут принимать чемпионат мира по футболу. Это говорит о том, что у нас общие проблемы и решать их необходимо на федеральном уровне, — сказал он.

Законопроект поддержали также депутаты парламента Кабардино-Балкарии, думы Астраханской области, заксобрания Вологодской области, законодательного собрания Алтая и госсовета Татарстана, следует из карточки законопроекта на сайте Госдумы. В финансово-экономичеcком обосновании к проекту указано, что его принятие «не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета».

— Мордовия и, вероятно, другие регионы хотят получить для себя на 3 года (до момента проведения в России чемпионата мира по футболу) льготный порядок изъятия земли и строительства, — отметил старший юрист практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы Herbert Smith Freehills Роман Чураков. — В общем порядке данные действия сопряжены со сложными и нередко непредсказуемыми процедурами, включая необходимость проведения конкурсов на выбор инвесторов под строительство. Закон о чемпионате мира эти процедуры значительно упрощает — например (и в отличие от общего порядка), для предоставления частнику государственной земли не требуется проведения конкурса, упрощается предоставление неразграниченной между РФ и регионами земли, значительно урезана судебная защита собственников изымаемых земельных участков, а решение об изъятии земли по сути является безусловным (в отличие от общего порядка, когда госорган должен доказать основания и необходимость изъятия), допускается установление сервитута на землю любых лиц для строительства, например, трубопроводов или ЛЭП, допускается практически бесконтрольная вырубка лесов под строительство, утверждение генпланов, предоставление земли не требуют общественных слушаний, начинать стройку можно без получения разрешения на строительство, сокращены сроки экологической экспертизы и пр.

Роман Чураков не верит в прозрачную реализацию законопроекта, предложенного и поддержанного регионами. Руки региональных властей будут развязаны, а контроль над их действиями будет вести затруднительно, считает он.

— Надо понимать, что эти административные барьеры — результат мер защиты населения от злоупотреблений, а кроме того, они, как ни парадоксально, служат цели снижения коррупции (самый очевидный пример — необходимость проведения конкурса вместо «целевого» предоставления земли «своей» организации). Таким образом, с моей точки зрения, заявленная цель законопроекта — строительство дополнительных объектов под чемпионат мира — второстепенна. Главная задача — получить возможность оборота земли и строительства фактически по своему усмотрению, — говорит он.


Комментарии
Прямой эфир