Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Экономика
Банки предложили шесть льгот для запуска жилищных вкладов
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Российским культурным мероприятиям поставят общую цель

В «Стратегии государственной культурной политики» предлагают предусмотреть создание единой системы планирования в области культуры
0
Российским культурным мероприятиям поставят общую цель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сотрудники Российского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева в процессе разработки «Стратегии государственной культурной политики» (СГКП) проанализировали результаты государственной культурной политики (ГКП) России за последние 20 лет. В результате исследования был сделан вывод о недостаточной результативности ГКП. Одними из главных причин, не позволяющих достичь высоких результатов, названы отсутствие единой системы планирования культурных мероприятий, из-за чего они не связаны между собой одной общей целью, и преобладание госфинансирования мелкомасштабных мероприятий — круглых столов и фестивалей. Эти два фактора исследователи связывают с желанием учреждений культуры просто получать финансирование, не задумываясь о глобальных целях проектов.

«Организаторы мероприятий заинтересованы в получении любой, пусть незначительной суммы из средств федеральной целевой программы или госпрограммы, так как выделение федерального финансирования увеличивает шансы получить основные средства из регионального бюджета», — отмечается в исследовании. Также в документе говорится, что «каждый проект, претендующий на финансирование, ограничен логикой получения средств конкретным исполнителем, который не работает в смежных сферах и не видит ситуацию вне рамок собственного проекта».

Отмечается, что снижает результативность ГКП и несовершенство статистики, позволяющий в ряде случаев предоставлять завышенные данные о посещаемости театров, музеев, библиотек и других учреждений культуры. По мнению сотрудников Института Лихачева, некоторые учреждения корректируют свои показатели в большую сторону «для сохранения текущих объемов финансирования в рамках субсидий».

Среди причин недостаточной эффективности ГКП указан и укоренившейся подход к культуре как сфере услуг, приводящий к тому, «что ее воспитательная и просветительская функции подменяются логикой рынка услуг, утверждается возможность оценки эффективности инвестиций государства в культуру на основании количественных индикаторов (число проведенных выставок, фестивалей, количество посещений музеев и т.п.). При этом качественное ценностное содержание мероприятий, их воздействие на социальные нормы и образы социального контроля не оцениваются».

Глава НИИ наследия Арсений Миронов заявил «Известиям», что исследователей «поразили темпы деградации ГКП в 1990—2000-х годах».

— Именно в эти годы культура совершенно утеряла свою воспитательную функцию и превратилась просто в сферу услуг. Наша задача вернуть культуре ее воспитательную функцию, — подчеркнул Миронов.

Чтобы преодолеть существующие недостатки в сфере ГКП, в рамках работы над «Стратегией» начато формирование рабочих групп по разным направлениям (театр, живопись, музыка и т.д.). Кроме того, Минкультуры уже предпринимает шаги, непосредственно связанные с со «Стратегией ГКП». Так, ведомство начало создание единой системы учета посещаемости театров и музеев, а также подготовило проект федерального закона, который позволит изменить периодичность госдоклада о культуре — сделать его не ежегодным, а готовить раз в 3 года.

— Изменения, происходящие в отрасли культуры, носят долговременный характер, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минкультуры. — Для того чтобы проводить системный анализ развития, необходимо видеть тенденции и изменения показателей, иначе на выходе получается статистический отчет о достижениях прошедшего года. Но государственный доклад — это все-таки иной жанр.

Руководители региональных министерств культуры, а также деятели культуры по-разному оценили итоги исследования и идею формирования единой системы планирования мероприятий.

Министр культуры Республики Хакасия Светлана Окольникова заявила, что с фальсификацией отчетности ей сталкиваться не приходилось. При этом она отметила, что при формировании единой линии ГКП важно не забывать об особенностях культуры каждого региона страны.

— Государство должно вести свою линию в культурной политике, но при этом учитывать идентичность каждого региона. В каждом субъекте есть свои национальные герои и традиции. В этом многообразии и заключается величие российский культуры. В каких-то программах должна быть выстроена единая концепция — например, когда проводится Год литературы или Год кино, — сказала Светлана Окольникова.

Экс-министр культуры Республики Карелия, директор Музея-заповедника «Кижи» Елена Богданова призналась, что ей доводилось встречаться с завышенными данными посещаемости учреждений культуры.

— Были случаи, что в домах культуры зимой было плохо с отоплением и отсутствовали специалисты для планирования мероприятий, поэтому никаких культурных программ там не проводили. Но в предоставляемой статистике с посещаемостью в этот период всё было прекрасно. Я понимаю, что им не хватало финансирования, но считаю, что в рамках новой ГКП люди должны быть честны друг перед другом, если мы хотим добиться результатов, — сказала Елена Богданова.

По мнению критика Григория Заславского, вошедшего в рабочую группу по театру, идея единого планирования культурных мероприятий «не выдерживает критики», поскольку может повлечь за собой ограничение свободы творческих деятелей. Однако Арсений Миронов заверил «Известия», что «ни о какой цензуре свободы творчества речи не идет».

— Мы не создаем никаких новых систем. Мы говорим о расстановке приоритетов внутри действующей системы. Для достижения целей «Стратегии» свобода художника — абсолютно необходимое условие. Государство должно создать такие условия, такую экосистему творчества, в которой художник, создающий произведения, продвигающие ценности нашей цивилизации, будет получать не меньше пиара, денег и признания, чем получают сегодня те, кто ориентирован на скандал и осмеяние этих ценностей, — подчеркнул глава НИИ.

24 декабря 2014 года Владимир Путин утвердил «Основы государственной культурной политики» — основополагающий документ в сфере культуры, который разрабатывался администрацией президента, Министерством культуры и обсуждался на различных площадках в течение 2014 года.

Комментарии
Прямой эфир