Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Кто вы, тов. Трамп?

Политолог Дмитрий Дробницкий — о человеке, символизирующем сумерки американской элиты
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Очередные ― уже четвертые ― республиканские президентские дебаты в США прошли в ночь на среду по московскому времени.

Они стали, пожалуй, самыми содержательными в этом политическом сезоне ― сказалось и сокращение числа кандидатов на сцене (была произведена отсечка по рейтингу), и грамотная дружественная модерация ведущих из Fox Business и The Wall Street Journal.

В центре внимание были экономика и налоги (вопросы, волнующие американских избирателей более всего), так что содержание программы каждого кандидата и различие между программами стали предметом пристального внимания СМИ и различных аналитиков.

И все-таки главной интригой оставалась судьба несистемных кандидатов, лидирующих в гонке. Устоят ли они? Переиграют ли их наконец профессиональные политики?

Попросту говоря, вернется ли президентская гонка в давно предсказанную многими экспертами колею ― противостояние Джеба Буша и Хиллари Клинтон?

Ответ на сегодняшний день ― нет.

И если на демократическом фланге пока «всё понятно» ― Хиллари лидирует с солидным отрывом, ― то развитие ситуации на республиканских праймериз показывает, что старый истеблишмент не в состоянии адекватно бороться ни с молодыми партийными лидерами, ни с несистемными политиками, такими как миллиардер Дональд Трамп и нейрохирург Бен Карсон.

Причем это касается не только президентской гонки. Старые гранды Республиканской партии постепенно оттесняются с руководящих постов в конгрессе.

В 2014 году лидер большинства в Палате представителей Эрик Кантор проиграл праймериз представителю правого Движения чаепития Дэйву Брату. Спикер палаты Джон Бейнер вынужден был уйти со своего поста и вовсе покинуть конгресс. Очевидный претендент на его место от истеблишмента Кевин Маккарти не прошел даже квалификационный отбор и уступил очень важный пост (третий по значимости в стране!) молодому ультраконсерватору Полу Райану.

Ну а нынешние рейтинги республиканских кандидатов на пост президента говорят сами за себя. Джеб Буш, которого в начале кампании называли очевидным фаворитом, значительно уступает лидерам гонки, и даже в отстающем пелотоне является отнюдь не первым ― гораздо лучше показатели у молодого любимчика неоконов Марко Рубио и представителя Движения чаепития Теда Круза.

Рейтинги Рубио и Круза почти наверняка вырастут после прошедших дебатов, но говорить о том, что они могут догнать Трампа и Карсона, пока не приходится.

При этом Дональд Трамп, который в состоянии сам оплатить свою избирательную кампанию, теперь имеет все шансы остаться лидером гонки по крайней мере до марта следующего года, когда внутрипартийные выборы вступят в решающую фазу.

В 1992 году в США был еще один кандидат-миллиардер ― Росс Перо, который, так же как и Трамп, критиковал коррумпированный вашингтонский истеблишмент, не имел никаких дел с лоббистами и за всё платил из собственного кармана. Однако тогда уже через семь месяцев после вступления несистемного кандидата в президентскую гонку истеблишмент нашел на него управу ― его стали высмеивать в прессе, у него перестали брать интервью ведущие СМИ, на его дочь нашли компромат, а программу растащили по кусочкам штабы Буша-старшего и Билла Клинтона.

С Трампом динамика выглядит, мягко говоря, иначе.

В начале его кампании над ним посмеивались. Теперь же он ежедневно дает 2–3 интервью ведущим американским телеканалам и газетам, с ним разговаривают вежливо и солидно, и пока не видно кандидата, который мог бы его остановить. Пуще того, его программа впитала в себя весь правый антиистеблишментный бунт последних лет.

И руководство партии, похоже, готово смириться с «немыслимым» ― с номинацией Трампа кандидатом в президенты.

Несколько дней назад свет увидела книга Дональда Трампа «Сломанная Америка». На посвященной этому событию пресс-конференции присутствовали представители всех центральных телеканалов и сколько-нибудь значимых газет и журналов.

Трамп купался в лучах славы. Выяснилось, что он уже знает практически всех репортеров по имени, не ругает их за «неадекватное отображение» его кампании, а, напротив, раздает им комплименты, легко и непринужденно дирижирует медиатусовкой, легко и удачно шутит… и при этом «любит» всех. Он «любит» прессу, женщин, иммигрантов, своих соперников по праймериз и, разумеется, Бога и Америку.

Кого он не любит ― так это вашингтонский истеблишмент, весь опыт и политические навыки которого направлены, по мнению Трампа, на то, чтобы «много говорить, но ничего никогда не делать». Весь этот «опыт» и «навыки», как считает несистемный кандидат, завели Америку в экономический, социальный и внешнеполитический тупик. Что называется, спасибо, достаточно.

Именно в этом ключе выдержана и книга Дональда Трампа ― пора, мол, стать хозяином Белого дома доказавшему свою состоятельность эффективному менеджеру (а это выражение в Америке носит положительный смысл) и начать «разгребать завалы».

Нас в России Трамп заинтересовал своей принципиальной неполиткорректностью, упоминанием просчетов США на мировой арене за последние 25 лет, признанием заслуг президента Путина и готовностью с ним «по-деловому договориться».

Многие поспешили увидеть в нем новый тип американского лидера, который будет не столь культурно чужд нам, как Обама, Клинтон и Буш-младший.

Однако само появление на политическом горизонте США такого лидера обусловлено не столько запросом на «американского Путина», сколько процессом смены элит в Республиканской партии.

Консервативный истеблишмент чрезвычайно ослаблен. А идущее ему на смену молодое поколение республиканцев еще не вполне оформилось. И в образовавшемся вакууме появились такие люди, как Трамп и Карсон.

Через несколько лет мы будем иметь дело с новой элитой республиканцев, которая сегодня еще только пробует свои силы и обретает голос.

Да, Трамп по-прежнему лидер гонки, последние дебаты он если и не выиграл, то уж точно не проиграл, он всё еще может выиграть праймериз и даже общенациональные выборы, но присматриваться следует уже не к нему, а к молодым республиканским лидерам, которые, окрепнув и набравшись опыта (возможно, уже в 2020 году), станут доминирующей силой в Вашингтоне.

Дональд Трамп ― крайне интересная политическая фигура, но фигура временная, промежуточная.

Точно так же, как появление на политическом небосклоне Росса Перо ознаменовало начало эпохи Бушей и Клинтонов, Трамп маркирует ее закат.

Закат уже предрешенный, кто бы ни стал президентом США в 2016 году.

Комментарии
Прямой эфир