Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Борис Березовский: «Лучше быть любителем, чем профессионалом»

Пианист и директор фестиваля «Музыка Земли» — о любви россиян к фольклору и о том, почему он больше не поедет жить за границу
0
Борис Березовский: «Лучше быть любителем, чем профессионалом»
Фото: ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Павел Маркин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С 1 по 4 ноября в Москве пройдет Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли», организованный Минкультуры и пианистом Борисом Березовским. Программа форума объединит фольклор и академическую музыку. Участниками конкурса станут фольклорные коллективы из Москвы, Воронежской, Новосибирской, Томской, Костромской, Белгородской областей, из Удмуртии, Татарстана, Калмыкии, Северной Осетии, Республики Саха и Республики Коми. А 4 ноября в Колонном зале Дома Союзов победители конкурса поделят сцену с известными музыкантами, исполняющими классику. Накануне фестиваля его директор Борис Березовский ответил на вопросы корреспондента «Известий».

 В прошлом году первый фестиваль «Музыка Земли» проходил без конкурса. Почему решили изменить формат?

— Это связано с пожеланием Минкультуры. Ведомство на 100% финансирует проект. По своим соображениям им было интересно провести именно фестиваль-конкурс. Сначала нам не очень импонировала эта идея. Но потом мы подумали, что конкурс сможет вызвать дополнительный интерес у публики. Этот фестиваль мне безумно интересен, поэтому мне хочется, чтобы он дальше развивался.

 Вы как-то говорили, что проводить фестивали легко, если есть деньги. Минкультуры появилось в организаторах потому, что только государство согласилось его спонсировать?

— Да. И я в этом смысле очень благодарен Минкультуры. Спонсоры — это всегда здорово, но у меня было несколько очень хороших проектов — в том числе фольклорный фестиваль с бразильской, индийской и африканской музыкой, — которые сорвались в последний момент только потому, что спонсор встал утром, у него было плохое настроение и он передумал выделять деньги. А Минкультуры — очень надежный партнер.

Давно заинтересовались фольклором?

— Сильное увлечение появилось где-то лет пять назад. Тогда я понял, что фольклор — это сложнейшая музыка, а не что-то примитивное и давно забытое, как я иногда позволял себе раньше думать, видимо, от недостатка образования. Все-таки в консерватории, где я учился, акцент сделан на академической музыке. Может, нам и показывали традиционную народную музыку, но интереса у меня к ней не было. А сейчас я созрел для настоящего фольклора. Причем мне интересен фольклор всего мира. Я считаю, что это — самая здоровая музыка. Благодаря организации фестиваля «Музыка Земли» я узнал новые фольклорные ансамбли, сам поездил по регионам России. Это всё очень приятно разнообразило мою и без того яркую жизнь.

Фольклорные традиции какой страны нравятся вам больше всего?

— Я был поражен шведским фольклором, скандинавский фольклор очень красивый. Но самый любимые у меня — румынский и индийский фольклор.

Насколько, на ваш взгляд, велик сейчас интерес россиян к народному творчеству своей страны?

— Мне трудно судить. Я фольклором увлекся очень сильно, а когда чем-то увлекаешься, всегда находишь много единомышленников. Фольклор в России живет. И жив он благодаря огромному интересу и любви людей. Другое дело, что это мало освещается в крупных СМИ. В Белгороде мне сказали, что у них 200 ансамблей, которые занимаются фольклором. Я был приятно удивлен тем, что практически во всех регионах много фольклорных коллективов.

В 1990 году вы получили первую премию среди пианистов на конкурсе Чайковского. В этом году впервые сидели в жюри конкурса. Как можете оценить изменения, которые он претерпел в последние годы?

— Конкурс снова приобрел настоящую популярность во всем мире. Порядка 10 млн человек следило за его событиями благодаря интернет-трансляции medici.tv. Сейчас в любой точке мира люди более или менее в курсе, кто играл на конкурсе, как играл, что там происходило. Это очень здорово, что технологии смогли вывести конкурс на новый уровень популярности. Он вызвал народный интерес, чему я рад. Например, я был с концертом в Одессе в перерыве между турами конкурса. Там ко мне подходили люди и высказывали своё мнение об участниках, кто-то даже пробовал рекомендовать за кого-то надо или не надо голосовать (смеется).

Шесть лет назад вы говорили, что считаете себя гениальным любителем, а мечтаете стать профессионалом. Кто вы сейчас?

— Полугениальный профессионал (смеется).

Где грань между понятиями «профессионал» и «любитель»?

— Я больше склоняюсь быть любителем. Это самое замечательное состояние, как мне кажется. Меня пугает академизм, хотя, конечно, он должен существовать.

То есть само слово «любитель» для вас — некий синоним свободы?

— И синоним свободы, и корень «любить» мне нравится.

Работаете сейчас над записью новых дисков?

— Нет. Все записи последних лет производятся с моих выступлений на концертах или на радио. Никаких планов по студийной записи дисков нет.

Не любите работать в студии?

— Да, это не доставляет мне удовольствия. Я не считаю, что это важно. Мне более интересен живой концерт, чем запись.

В 2014 году вы вернулись на постоянное место жительство в Россию из Европы. Количество концертов за границей уменьшилось после переезда?

— Сам факт переезда на количество концертов за границей не повлиял. Но их стало меньше, потому что я стал более избирателен: оставил себе только самые важные и интересные концерты. Мне хочется больше времени проводить с семьей.

Я очень рад, что стал больше выступать в городах России. Сейчас очень неплохие условия во всех смыслах: и финансовые, и концертных залов хороших в регионах очень много построили, и инструменты там приличные.

Вы как-то говорили, что уехали из России в 1990-е, потому что «в стране был хаос». Сейчас стране вновь предрекают непростые времена. Есть вероятность, что вы опять уедете жить за границу?

— Что бы здесь ни происходило, я уже точно не уеду. В 1990-е всё было слишком хаотично, сейчас, мне кажется, — наоборот, слишком много порядка. Если смотреть широко, то вся история России складывается из чередования периодов, когда то ослабляется контроль, то закручиваются гайки. Но я точно знаю, что мне уже будет лень куда-то уезжать (смеется). Я забрался на свою фольклорную печку, мне тепло, и я доволен.

Комментарии
Прямой эфир