Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Общество
В Москве зафиксировали самое холодное 7 мая за последние 25 лет
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Происшествия
В Луганске в результате взрывов в промышленном районе города начался пожар
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

«Демократия нигде не возможна, а уж тем более в театре»

Дирижер Дмитрий Юровский — о том, почему он возвращается работать в Россию, и об особой атмосфере Новосибирского театра
0
«Демократия нигде не возможна, а уж тем более в театре»
Фото: Стас Левшин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В сентябре известный дирижер Дмитрий Юровский стал музыкальным руководителем Новосибирского театра оперы и балета. В интервью «Известиям» маэстро рассказал о том, почему он предпочел работу в Новосибирском театре Фламандскому театру в Антверпене.

— Каковы ваши первые шаги на новой должности?

— При начале работы в любом театре самое важное — познакомиться с его историей: планировать завтрашний день, не зная вчерашний день и сегодняшний, очень трудно. Для меня очень важной эмоциональной связкой является то, что первым музыкальным руководителем театра при становлении труппы в 1944 году, еще во времена Второй мировой войны, был педагог моего отца Лео Гинзбург, замечательный дирижер немецкого происхождения.

Сейчас я знакомлюсь с солистами — и лично, и слушаю их голоса, с оркестром и хором были проведены встречи. Также меня интересует не только то, что происходит в самом театре Новосибирска, но и в музыкальных учебных заведениях города. Я убежден, что необходима какая-то специальная образовательная программа, чтобы обеспечить в будущем достойную смену поколений в театре. Театр такого масштаба, как Новосибирский, должен заботиться об этом.

 Можете сказать, что у вас уже сложилось взаимопонимание с коллективом?

— Первое впечатление от встречи с коллективом было очень положительным. Когда входишь в любой театр, чувствуешь определенную энергетику. И от общения с людьми из администрации театра, с некоторыми артистами, музыкантами из оркестра у меня возникло какое-то очень теплое ощущение, чувство, что я не в первый раз там нахожусь, а возвратился в место, которое мне давно знакомо.

Мне кажется, что в последнее время, к сожалению, слишком много времени и энергии было потрачено на скандал, связанный с «Тангейзером». Сейчас всем очень важно почувствовать, что вчерашний день уже прошел и пора начинать смотреть вперед. Театр такого масштаба и такого уровня должен функционировать как музыкальный театр, а не как место для выяснения каких-то политических или других отношений. Очень важно вообще не забывать, для чего существует оперный театр. И я приложу все усилия, чтобы к этому театру прежде всего относились именно как к театру.

 Вы неоднократно подчеркивали в интервью, что для вас крайне важна работа с оперными певцами. Планируете в Новосибирске уделять им особое внимание?

— Как в Новосибирске, так и в любой другой точке планеты, когда речь идет об опере, прежде всего речь идет о певцах. У них, на мой взгляд, самая трудная и ответственная профессия, потому что у них инструмент внутри. Любые эмоции, я уже не говорю про состояние здоровья, сказываются на голосе. Я убежден, что дирижерам оперой нужно заниматься только тогда, когда без этого не можешь, когда у тебя к певцам очень трепетное и любовное отношение. У меня оно сложилось с самого детства. Я помню, как приходили тогда еще совсем молодые, а на сегодняшний день именитые певцы к моему отцу, дирижеру Михаилу Юровскому, и занимались с ним фактически каждый день. И я помню, как высоко оценивалась работа дирижера и певца. Когда есть этот тандем, тогда можно заниматься оперой.

«Демократия нигде не возможна, а уж тем более в театре»























 Но балетами вы ведь тоже будете дирижировать?

— Конечно. Когда я рос, отец работал в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, дирижировал много и балетами, и оперой. Поэтому балет я тоже очень люблю. Но, подходя к этому с профессиональной честностью, я должен сказать, что если певцов, людей, которые своим голосом воспроизводят звуки, я понимаю и чувствую очень хорошо, то балет — это особое искусство. Пока я не могу сказать, что на одном уровне нахожусь как в балете, так и в опере. Это совершенно другой вид искусства, к нему надо так же серьезно подходить, как и к опере. Мне еще нужно время, чтобы научиться так же детально работать с хореографами, с артистами балета, как с оперными певцами.

 Вы покинете пост главного дирижера оркестра «Русская филармония»?

— Оркестр «Русская филармония» я покидать не собираюсь. Но я точно не буду продлевать контракт в театре во Фламандской опере в Антверпене, который заканчивается в июле 2016 года. Я буду продолжать работать над гостевыми постановками в зарубежных театрах.

 Как много у вас гостевых контрактов?

— С одной стороны, их много. С другой — я не хочу превратиться в фабрику, хочу выпускать штучный товар. Поэтому у меня не будет ситуации, при которой мне придется делать 12–13 постановок в сезон. Это физически невозможно. Ездить я, конечно, буду. Но для меня очень важна работа именно в России. Она связана не только с чувством патриотизма к той стране, в которой я родился и где мои корни. Просто я действительно считаю, что в России на сегодняшний день делать ту работу, которой занимаюсь я, можно на более высоком уровне, чем во многих западных театрах. Здесь в чем-то даже больше возможностей, чем на Западе, где многое стало превращаться в фабрику, хотя и работающую на высоком уровне.

 В каких зарубежных театрах будете работать?

— В Антверпене я перейду на гостевой контракт. Совсем покинуть этот театр я не готов, я там почти 7 лет провел, это достаточно сильный эмоциональный момент. В ближайшие два сезона буду выступать в Парижской, Женевской операх, в Италии — в Генуе, Венеции, Риме. Я придерживаюсь того мнения, что в году 365 дней, в каждом дне — 24 часа, и если всё хорошо и правильно спланировать, можно многое успеть.

 Вы как-то сказали, что «ни в театре, ни в оркестре невозможна демократия». По-прежнему так считаете?

— Мне кажется, демократия вообще нигде не возможна. Это мое мнение как человека, выросшего в так называемом демократическом европейском обществе. Я не вижу как-то эту демократию, по-моему, это миф. А уж в условиях театра — тем более. Но когда я говорю, что не должно быть демократии, это не значит, что будет самодурство и диктатура, постоянная демонстрация своей власти. Всё это не имеет отношения к нашей работе, в которой на самом деле всё очень просто выстраивается. Кто-то должен стоять у руля, должен быть капитан корабля. В опере, музыке всё построено на комбинации из дисциплины и эмоций, которые играют очень важную роль. Для меня всегда было важно уважительно ко всем относиться и не создавать ощущения, что кто-то находится уровнем выше или ниже. Этого вообще не должно быть. Если дирижеру приходится кому-то доказывать свой авторитет, значит, у него нет авторитета.

 Какую оперу мечтаете поставить в Новосибирске?

— У меня много мыслей на этот счет. Но на этот вопрос я смогу ответить, когда начну непосредственно работать в театре. Я еще даже акустику, которую все хвалят, под руками не чувствовал. Масштабы сцены чисто физически очень убедительны. Но мне надо посмотреть, что действительно на ней возможно. Сцен такого масштаба, как в Новосибирске, вообще не так много в мире. Мне на таких сценах работать приходилось, но не так часто, чтобы говорить, что я их хорошо знаю.

 Долго раздумывали над предложением стать главным дирижером Новосибирского театра и что сыграло главную роль в принятии решения?

— Это серьезное решение, не раздумывать было бы безответственно с мой стороны. Я впервые побывал в Новосибирске весной 2015 года, на фестивале Вадима Репина. Мне очень понравился этот город, в том числе своим гостеприимством. Очень убедительно и масштабно выглядит театр сам по себе. Когда Владимир Кехман мне представил свое видение театра, мне показалось это интересным. Мне во многих театрах приходилось бывать как гостю. Не так часто у меня возникало ощущение сочетания продуктивной атмосферы и человеческого уюта, тепла, которое нам всем необходимо и для жизни, и для работы. Наверное, решающую роль сыграло то, что у меня возник эмоциональный интерес к Новосибирску театру. А мне пока в жизни на свою эмоциональную интуицию жаловаться не приходилось.

Комментарии
Прямой эфир