Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Во Франции заявили об унижении Макрона Си Цзиньпином на встрече в Париже
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В США начали расследование обстоятельств поездки арестованного в РФ военного
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Остановка в пустыне

Писатель Вадим Левенталь — о примечательных особенностях критики нового романа Виктора Пелевина
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Критика на новый роман Пелевина в один голос говорит, что сказать о новом романе Пелевина нечего — мол, ну, вышел и вышел, все знают, что там написано, ничего нового, всё то же, что и раньше, читать его вовсе не обязательно. Ирония в том, что то же самое можно сказать и о самой критике на новый роман Пелевина: читать ее вовсе не обязательно. Ну, критика и критика, все знают, что там критики пишут про новый роман Пелевина, ничего нового.

Вот и получается, что ничего читать не обязательно. Писатель пишет, критик пишет, контора пишет, машина работает. Ну и пусть работает, тем более что и читать что-то длиннее статуса в Facebook давно уже лень. Куда интереснее обсудить, как Быков нападает то на Бродского, то на Довлатова. Осень 2015 года в какой-нибудь альтернативной истории русской литературы, возможно, будет описана как первый сезон, в котором никто не обсуждал новый роман Пелевина, а все обсуждали колонки Быкова. Которые, впрочем, тоже никто не читал, зачем их читать, если и так всё понятно из их обсуждения в Facebook.

В новом романе нет ничего такого, за что можно было бы зацепиться однодневке-публицисту, выдать цитату и сказать, вот, мол, что Пелевин написал про наши с вами дела. Павел I, иллюзорный мир, с которым они друг друга создают, ритуалы, платоновские диалоги, зловеще прекрасная юная дева, никакой злобы дня.

И в общем-то, да, с одной стороны, «Украину» Пелевин предсказал уже в «Снаффе», а с другой — всё остальное меняется так быстро, что тут колонки не успеваешь писать, куда уж до романов. Сейчас — беженцы, летом была Греция, а кто сейчас помнит про Грецию? И кто вспомнит про беженцев зимой? Кто знает, что будет владеть нашими умами зимой, хоть она и близко?

Понятно, что нет смысла даже пытаться сфотографировать Протея новостной повестки: только нажмешь на спуск, а он, глядишь, уже и не Протей, а какой-нибудь Тиресий. Но если кто привык думать о Пелевине как о политическом комментаторе и только, это его личные проблемы.

Жалуются еще, что в новом романе нет шуток. Ну так Пелевин и не Петросян. Не Петросян и не коллектив «Ленты.ру».

Как раз само мелькание повестки — мелькание со всё возрастающей год от года скоростью — становится в конце концов подозрительно. Полно, да может ли вообще всерьез существовать мир, в котором еще 3 года назад главной мировой проблемой были плясавшие в храме студентки, а потом — кто бы еще помнил последовательность — суд над Навальным, единый день голосования, «Шарли Эбдо», вывод абортов из системы ОМС, коллективное увольнение «Ленты.ру», Дом профсоюзов, победа СИРИЗА, решение Верховного суда США, «Мистрали», а теперь вот сотни тысяч беженцев. Думается, если завтра случится обещанный еще ветхозаветными пророками крах доллара и Америка распадется, тема будет актуальна не больше недели — а уже на следующей от комментаторов в Facebook потребуют чего-нибудь новенького. Если сам этот мир кажется вам нормальным, настоящим, единственно возможным — ну, тогда Пелевин вам ни к чему.

Волшебным образом миры, создаваемые Пелевиным, в этих условиях демонстрируют признаки миров куда более стабильных, как сейчас модно говорить, sustainable, они более устойчивы — и это ли не признак реальности, как мы о ней привыкли думать?

Ну да, в этом мире всегда будет ум, который думает сам себя и тем самым создает всё сущее вокруг, — но эти миры существуют уже четверть века и им хоть бы хны, а что стало с вашим миром за это время? И какой из них после этого реальнее другого?

Роман вообще не сообщение, которое должно быть раз навсегда усвоено, чтобы его можно было потом использовать в корыстных интересах, он — род медитации, которая настраивает человека, возвращает его к самому себе. И не исключено, что новый роман Пелевина именно в том мире, в котором мы живем, мире, похожем на взбесившуюся карусель, оказывается лучшим способом сделать «остановку в пустыне» и посмотреть с холодным вниманьем вокруг.

И потом, отдышавшись, набрав воздуха, снова нырнуть в Facebook, к обсуждениям колонок Быкова, заявлений Кличко и прочих важных событий.

Комментарии
Прямой эфир