Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Экономика
ЦБ обеспокоился размером комиссий за снятие средств с кредиток
Мир
В МИД Турции заявили об угрозе новых войн без решения вопроса по Газе
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая
Мир
Папа римский назвал условие своего участия в конференции по Украине
Мир
В Палестине рассказали о последствиях израильских ограничительных мер
Мир
Мадуро заявил о подготовке США Гайаны для нападения на Венесуэлу
Мир
В Палестине рассказали о нападениях израильских поселенцев
Мир
Лавров не знает, с кем сейчас можно провести переговоры по Украине
Мир
ЕК не увидела дискриминации россиян в поправках к миграционному закону в Латвии
Мир
Консерваторы потеряли почти половину мест в советах Великобритании после выборов
Мир
Генерал НАТО предположил конец поставок оружия ВСУ в случае недостатка мобилизованных
Мир
МВД России объявило в розыск экс-главу МВД Украины Арсена Авакова
Общество
Семь мощных вспышек зафиксировали на солнце 5 мая

Кошмары Уэса Крейвена

Философ и культуролог Александр Павлов — о творческом наследии американского режиссера фильмов ужасов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В самом конце августа в возрасте 76 лет скончался американский режиссер Уэс Крейвен. Какое-то время он боролся с раком мозга, пока болезнь его не одолела. Широкая публика знает его как автора по крайней мере двух популярных фильмов ужасов — «Кошмар на улице Вязов» и «Крик». Обе ленты стали родоначальниками больших франшиз. Более искушенные зрители слышали и о других картинах Крейвена, чуть менее известных, но по качеству не уступающих вышеназванным. Например, в книге «101 фильм ужасов, который вы должны посмотреть прежде, чем умрете» названы четыре фильма режиссера. Кроме двух упомянутых это картины 1970-х «Последний дом слева» и «У холмов есть глаза». Четыре из ста одного — не так-то и мало, не правда ли?

Однако начинал Крейвен не с кинематографа. Получив гуманитарное образование, свою карьеру он видел в качестве преподавателя английской литературы в одном из высших учебных заведений Нью-Йорка. Преподавать он в самом деле начал, правда, длилось это не очень долго. Академическую карьеру Крейвен резонно решил променять на куда более интересное занятие — на кинематограф.

Обычно, когда кто-то пишет, что дебютным фильмом режиссера стала его работа «Последний дом слева», это не совсем правда. Крейвен начал свой путь с порнографии, хотя и не «светил» своим именем в титрах, благоразумно используя псевдонимы. В одном из интервью он признался, что снял не один «порнографический фильм», до того как пришел в «обычное кино». Особо интересующиеся могут заглянуть в книгу Билла Лэндиса, посвященную низкому кинематографу, популярному в Нью-Йорке в 1960–1970-е. В ней можно обнаружить, какие именно фильмы для взрослых ставил бывший преподаватель университета Уэс Крейвен. Впрочем, не сказать, что это такая уж необычная судьба для именитого автора, но и не такая уж распространенная. Например, недооцененный в начале 1980-х и переоцененный сегодня Абель Феррара проделал такой же путь, хотя в отличие от Крейвена так и не закрепился в большом кинематографе.

Фильмы Крейвена обязательно стоит посмотреть. Конечно, при условии, что вы любите жанровый кинематограф и, в частности, фильмы ужасов. Вместе с другими мастерами жанра — Джорджем Ромеро, Тоубом Хупером, Ларри Коэном, Джоном Карпентером и Дэвидом Кроненбергом — Крейвен отвечал за эволюцию «современных ужасов». Эта эволюция лучше всего отразилась именно в творчестве Уэса Крейвена.

В 1970-е Крейвен снял два грайндхаусных хита — «Последний дом слева» и «У холмов есть глаза». Собственно говоря, первый — это тот самый дебют режиссера в относительно престижном кино. То есть это уже и не порнография, но все-таки эксплуатационное кино субжанра «месть за изнасилование». Впрочем, фильм имеет отношение и к высокой культуре. Его сюжет сильно напоминает «Источник» знаменитого Ингмара Бергмана. Кстати, насилие в картине настолько брутально, что в качестве слогана картины впервые в истории кино была использована фраза: «Это всего лишь фильм». Лента «У холмов есть глаза» — про то, как обычная американская семья попала в глушь, где живет необычная американская семья каннибалов, — была признана критиками «социальным комментарием» на тему актуальных американских проблем 1970-х.

Однако известности среди ограниченной аудитории Крейвену было мало, и он продолжал искать формулу успеха картины, которая бы стала действительно популярной. Добротные ленты «Смертельное благословение» и «Болотная тварь» такими фильмами не стали, равно как и телевизионная постановка «Приглашение в ад». Однако Крейвен продолжал искать. И нашел. В одной из американских газет он прочитал о том, как в Юго-Восточной Азии несколько детей умерли прямо во сне. Это навело режиссера на идею картины «Кошмар на улице Вязов». Так в 1984 году Крейвен стал автором одной из главных франшиз, попавших в сферу мейнстримного хоррора.

Крейвен не стал изобретателем субжанра ужасов «слэшер» — кино, где какой-нибудь психопат или монстр одного за другим убивает буйных и не в меру веселых подростков. До «Кошмара на улице Вязов» уже были «Хеллоуин» и «Пятница, 13-е». Между тем монстры в этих франшизах — Майк Майерс и Джейсон — были скучными, если так можно сказать — холодными машинами убийства. Хотя их образы узнаваемы, их характеры всё же довольно бедны. Фредди Крюгер, маньяк, убивающий подростков в страшных снах, не таков. У него есть яркая индивидуальность — для него важно не столько убить жертву, сколько поиграть с ней. Прямо как любил забавляться в детских мультфильмах кот Том с мышью Джерри. С тем исключением, что Фредди обычно убивал большинство своих жертв. А еще у Крюгера есть чувство юмора. Специфическое. Но есть. В общем, зрителям полюбился персонаж, который, как заметил один из западных критиков, скорее напоминает злобного трикстера, нежели обычного монстра. Вероятно, ремейк картины, снятый в 2010 году, не удался не только потому, что Фредди играл не постоянный актер Роберт Инглунд, но также и потому, что новый Фредди был лишен этого чувства юмора.

Из недооцененных картин Крейвена, сделанных на рубеже 1980–1990-х, стоит упомянуть фильмы «Змей и радуга», где режиссер попытался переосмыслить образ зомби, и «Люди под лестницей» про странную семейную пару, превратившую приемных детей в уродцев только потому, что те не были идеальными. Надо назвать и «Электрошок», ставший довольно популярным фильмом ужасов в России. Когда франшиза «Кошмар на улице Вязов» окончательно выродилась (хотя лично я люблю все ее части — каждую по-своему), Крейвен вернулся в строй и снял «Новый кошмар», где Фредди терроризировал уже не вымышленных подростков, а голливудских актеров, игравших в первой серии. Этот постмодернистский ход стал прологом к самому известному фильму режиссера «Крик».

В отличие от «Кошмара на улице Вязов» «Крик» стал ярким образцом идеального «постмодернистского хоррора» — саморефлексивного и ироничного. Теперь подростков убивал не монстр, а сами подростки, выросшие на фильмах ужасов. Но, разумеется, ирония была в меру — несмотря на многочисленные умные шутки, формально картина принадлежала жанру хоррор, чего нельзя сказать о последующих частях франшизы. В «Крике» Крейвену удалось пройти по тонкой грани между комедией и ужасами и идеально соблюсти баланс между ними. Этот баланс, например, не смогли выдержать авторы недавней картины «Хижина в лесу», пытаясь повторить трюк Уэса Крейвена.

В 2000-е Крейвен отчаянно пытался снова удивить публику, создав «новый тип триллера», как он это сам характеризовал. Продолжая снимать новые «Крики», он также выпустил «Оборотень» и «Ночной рейс», но не слишком преуспел в своих начинаниях. Удивительно, но фильмы ни про зомби, ни про вампиров («Вампир в Бруклине»), ни про оборотней — традиционные фигуры хоррора — не стали хитами Уэса Крейвена. Вместо этого публика признавала именно его новаторские решения в жанре.

Впрочем, в 2000-е творческое наследие Уэса Крейвена нашло достойное отражение в качественных ремейках «Последний дом слева» Дэнниса Илиадиса и «У холмов есть глаза» Александра Ажа. Так что можно сказать, что и XXI веке имя Крейвена было на слуху.

Разные аудитории любят разного Крейвена: кому по душе шокирующий по временам 1970-х «Последний дом слева», кому — ностальгические воспоминания, связанные с «Кошмаром на улице Вязов», а кому — легковесный «Крик». Угождать разным поколениям зрителей и быть в фокусе общественного внимания в течение всей карьеры — таким может похвастаться не каждый режиссер. Уэс Крейвен, например, мог.

Комментарии
Прямой эфир