Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Общество
Юрист рассказал о выводе средств коррумпированных чиновников через недвижимость
Общество
Апелляционный военный суд получил жалобы и представление на приговор Дарье Треповой
Мир
Байден и его супруга раскрыли свои доходы за 2023 год
Спорт
Россиянка Вероника Кудерметова вышла во второй круг турнира в Штутгарте
Общество
Юрист допустил попытку рейдерского захвата в деле экс-гендиректора Merlion
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» ночью уничтожили позиции ВСУ на приграничной территории
Здоровье
Биолог рассказал о пользе березового сока
Армия
Минобороны показало уничтожение замаскированных позиций ВСУ на правом берегу Днепра
Общество
Каждый шестой больной домашний питомец нуждается в донорской крови
Мир
В Швейцарии выступили против участия страны в группе по поиску активов РФ
Происшествия
В результате пожара в Приморье погибли две женщины и пострадала девочка
Мир
Оружейницу фильма «Ржавчина» приговорили к 18 месяцам заключения
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Хмельницкой области
Наука и техника
Бороться с вирусами будут с помощью редактирования генома
Армия
Экипаж вертолета Ми-35М неуправляемыми ракетами поразил подразделения ВСУ

Минпром Чечни просит списать безнадежные долги за газ

Длившийся годы режим контртеррористической операции — весомый аргумент для списания республике 16 млрд рублей, считают эксперты
0
Минпром Чечни просит списать безнадежные долги за газ
Фото: Константин Постников
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Чечня просит федеральные власти списать ей 16,23 млрд рублей долга за электроэнергию и газ в период с 1999 по 2009 год — это период действия контртеррористической операции в республике. Как рассказал «Известиям» замминистра промышленности и энергетики Чечни Ризван Магомедов, соответствующее письмо с предложением рассмотреть списание безнадежных долгов было направлено заместителю полпреда президента в СКФО Сергею Милейко.

«Просим оказать содействие и принять участие в положительном решении вопросов списания безнадежных к взысканию долгов и выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций Чеченской Республики на уровне правительства РФ», — говорится в письме министра промышленности и энергетики ЧР Галаса Таймасханова полпреду.

Долги из-за войны

Нынешнее письмо — не первое обращение руководства республики с просьбой списать безнадежные долги. По словам Магомедова, год назад глава Чечни Рамзан Кадыров обращался к президенту страны Владимиру Путину с аналогичной просьбой.

В этом письме глава региона отмечал, что долги нужно списать из-за режима контртеррористической операции (КТО), также известной как вторая чеченская война, — активные боевые действия продолжались с 1999 по 2000 год, но юридически действие КТО продолжалось до 2009 года.

 — Боевые действия, а также действие ограничительных мер, отсутствие банковской системы и какой-либо экономической жизни в республике привели к неплатежеспособности потребителей энергоресурсов Чеченской Республики. В связи с высокой дотационностью бюджета Чеченской Республики решить проблему неплатежей на республиканском уровне не представляется возможным, — отмечал Рамзан Кадыров.

За этот период накопленные долги населения перед местными поставщиками газа (ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» — стопроцентной «дочкой» ООО «Газпром межрегионгаз») и электроэнергии (ОАО «Нурэнерго», 77% акций у Федеральной сетевой компании, 23% — у «Россетей») составили 11,97 млрд рублей и 4,26 млрд рублей соответственно. То есть эти же суммы составили долги предприятий перед «Газпромом» и оптовым рынком электроэнергии.

Как мнению руководства республики, долг может быть списан согласно нормам Гражданского кодекса РФ (п. 3 ст. 401), в которой не исполняющее свои обязательства вследствие обстоятельств непреодолимой силы лицо может быть освобождено от ответственности (форс-мажор). Кроме того, в ходе второй чеченской войны было уничтожено несколько электроподстанций, ряд заводов нефтегазового комплекса.

Учитывая тот факт, что полномасштабный режим КТО, охватывающий весь регион, был введен лишь единожды в новейшей истории России — в годы второй чеченской войны, — руководство Чечни верило в положительное решение вопроса. В других регионах СКФО режим КТО вводился лишь периодически в отдельных районах и населенных пунктах республик для ликвидации бандформирований.

— Такие прошения, но на условиях отказа региона от определенных сумм из федерального бюджета на те или иные направления (так называемый транзит обязательств, долги гасит бюджет), были популярны в 1990-е, но речи о безвозмездном списании тогда не шло, — вспоминает завлабораторией «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики имени Гайдара Владимир Назаров.

В 2006 году парламент Кабардино-Балкарии обращался к правительству с предложением о списании безнадежных долгов по налогам и сборам на 3,6 млрд рублей, которые образовались в 1990-х годах в результате введения новой системы налогообложения, роста тарифов на энергоносители, приватизации, дефолта 1998 года и ряда других причин.

Но решения по списанию налогового долга республике так и не было, сообщил «Известиям» начальник отдела налоговой политики, анализа и прогнозирования минфина Кабардино-Балкарии Вячеслав Чеченов. По его мнению, региональному парламенту вообще некорректно просить о безвозмездном списании долга, так как заявленные тогда аргументы мог предъявить любой регион. Прошение же Кадырова, напротив, имеет достаточные основания для одобрения, так как война велась только на территории Чечни, добавил собеседник.

Поручение президента зависло между Минэнерго и Хлопониным

— Нас уведомили в прошлом году, что президент страны рассмотрел предложение и поручил его правительству, от него письмо было переадресовано министру энергетики Александру Новаку, который впоследствии предложил рассмотреть вопрос на целевом совещании правительства, — рассказал Магомедов.

Но с тех никаких подвижек не было, говорит Магомедов, это же подтверждает осведомленный источник «Известий» в Минэнерго.

— Правительство задерживает рассмотрение письма. Рассматривается вариант переадресации письма через аппарат правительства на правительственную комиссию профильного вице-премьера Александра Хлопонина. Он знаком с этой темой, был спецпредставителем президента в СКФО, предварительное решение у него наверняка уже есть, — предполагает источник.

Представитель Хлопонина Наталья Платонова не смогла ответить, когда будет рассмотрен вопрос по долгам Чеченской Республики. Но о том, что вице-премьер знаком с поручением президента и сутью проблемы, рассказал «Известия» глава департамента энергетики Минпромэнерго Чечни Абубакар Идрисов.

По его словам, еще в 2010 году тогдашний глава правительства Чеченской Республики Одес Байсултанов на встрече с Хлопониным предлагал списать долги республики за электроэнергию с 1993 по 2005 год, пояснив, что задолженность образовалась главным образом из-за того, что на энергетических предприятиях республики не было достаточного количества приборов учета энергии. Полпред тогда заявил, что на скидки в решении этих проблем не стоит рассчитывать никому, в том числе и Чечне.

Сегодня Чечня не является лидером по объемам долгов перед «Газпромом» за поставленный газ. Об этом свидетельствует статистика, предоставленная «Газпром межрегионгазом» по долгам за газ конечных потребителей. На 1 июля этого года весь СКФО задолжал 70,7 млрд рублей, из них: Дагестан — 31,7 млрд рублей, Чечня — 12,1 млрд, Кабардино-Балкария — 8,1 млрд, Северная Осетия — Алания — 7,6 млрд, Ингушетия — 5,7 млрд, Ставропольский край — 3,8 млрд, Карачаево-Черкесия — 1,6 млрд рублей.

Часть долга республика намерена опротестовать

Чечня просит списать не весь долг за электричество и газ: сейчас общая задолженность по этим направлениям составляет более 71 млрд рублей, из них 58 млрд — за газ и 13 млрд — за электричество.

— Если общая задолженность республики по электроэнергии перед оптовым рынком составляет 13 млрд рублей — и это бесспорно, то задолженность по газу перед ООО «Газпром межрегионгаз» пересчитывается, об этом нас попросил сам господин Кадыров, так как представленный «Газпромом» Чечне долг за поставки газа не подтверждается документально, — объясняет Абубакар Идрисов.

В начале этого месяца Рамзан Кадыров заявил, что за первое полугодие по документам «Газпрома» долг за газ вырос на 5,3 млрд рублей, а за свет — на 605 млн.

— Я заявляю, что в Чеченской Республике просто невозможно поставить и израсходовать энергоресурсов в таких объемах с учетом состояния наших сетей и потребностей, — считает глава республики.

Между тем общий долг созданного 1 сентября 2004 года ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» сейчас превышает 58 млрд рублей, говорит Идрисов. Эту задолженность «Известиям» подтвердил и гендиректор ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» Асланбек Халидов. Как сообщили  в пресс-службе ООО «Газпром межрегионгаз», большую часть долга в 56,6 млрд рублей (оставшиеся 1,4 млрд составляют пени) составляет «убыток от поставленного, но неучтенного газа» (то есть той суммы, по которой спорит с поставщиком республика) в 37,4 млрд рублей, еще 12,1 млрд рублей — задолженность конечных потребителей за поставленный газ перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» (именно эта часть долга и испрашивается к списанию), 7,1 млрд рублей республика потеряла «в связи с установлением экономически необоснованных розничных цен для населения».

По словам Халидова, чеченская «дочка» не ведет переговоров с ООО «Газпром межрегионгаз» о списании долга — «нужно сначала решение правительства», — но списывает в кооперации с материнской структурой потребительские долги, срок которых превышает 3 года.

«Россети» предлагают простить «Нурэнерго»

Теоретически все долги республики по электроэнергии должны были быть списаны еще в конце апреля 2015 года — тогда наблюдательный совет НП «Совет рынка» лишил чеченский энергосбыт ОАО «Нурэнерго» статуса субъекта оптового рынка, тем самым лишив его статуса гарантирующего поставщика (ГП, то есть ключевого энергосбыта в регионе), напоминает директор НП «Совет производителей энергии» Игорь Миронов. Новым ГП региона стало АО «Чеченэнерго» (51% у «Россетей», управляется ПАО «МРСК Северного Кавказа»), у этой компании «старых» долгов «Нурэнерго» нет, говорит представитель «Россетей». Долги «Нурэнерго» составляют более 40% от долгов всех кавказских сбытовых компаний.

— Действующим законодательством РФ не установлены требования по переходу долгов компании, лишенной статуса гарантирующего поставщика (в нашем случае «Нурэнерго»), к сетевой компании, осуществляющей функции гарантирующего поставщика (АО «Чеченэнерго»), — сообщила «Известиям» представитель МРСК Алла Влазнева,— Существует текущая задолженность, исчисляемая одним расчетным периодом. Долги остались за «Нурэнерго», она не ликвидирована и является действующим юридическим лицом.

По данным НП «Совет рынка», в целом на долю СКФО сейчас приходится более трети всех долгов оптового сектора. Производители энергии уже пытались взыскать долги с местных сбытовых компаний (например в 2013 года была попытка обанкротить дагестанское ПАО ДЭСК), такая же ситуация временами складывается и со сбытовыми компаниями в других регионах России. В большинстве случаев сбытовые компании не соглашаются с объемами долгов, которые им предъявляют поставщики. Но до банкротства «Нурэнерго» пока не дошло.

При этом Минэнерго уже фактически получало предложение списания чеченских долгов от «Россети», говорит источник в Минэнерго. По его словам, «Россети» предлагали Минэнерго закрыть долг транзитом: правительство закроет долг «Россетей» перед оптовиками, оператор закроет долги потребителям.

Ризван Магомедов подчеркивает, что с годами проблема платежной дисциплины в республике постепенно выправляется: уровень собираемости за декабрь 2014 года был 114% — в период КТО он едва достигал 50%. В целом за 2014 год собираемость достигла 80,1% (данные «Россетей»), это на 7,8% больше, чем в 2013-м. В регионе совместно с МВД действуют специальные бригады по выявлению потребителей-неплательщиков. Действительно, дисциплина плательщиков улучшается. По данным МРСК Северного Кавказа, за первое полугодие 2015 года собираемость платежей выросла до 90% (в первом полугодии 2014-го — 79%).

По мнению экспертов, Чечня имеет все основания для списания долгов.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, срок исковой давности по любым долгам потребителей не должен превышать 3 года (ст. 196), то есть крайний срок, когда «Газпром» или оптовики могли взыскать долги с Чечни, истек в конце 2012 года, указывает директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Гутникова.

— Аргументы главы республики тоже вполне обоснованны, в том числе и из-за действия непреодолимой силы, поэтому долг может и теоретически должен быть списан, — считает она. — Такие долги даже между частными предприятиями списываются как безнадежная задолженность. Принудительно взыскать их уже невозможно.

Комментарии
Прямой эфир