Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Петербурге загорелось здание цеха на площади 400 кв. м
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Спорт
В «Динамо» заявили о продлении контракта с тренером Марцелом Личкой
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
WP указала на устойчивость российской экономики вопреки ожиданиям Запада
Общество
В Скадовске Херсонской области число пострадавших от обстрела ВСУ выросло до 15
Общество
Партию самокатов изъяли с улиц Петербурга за нарушение правил парковки
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Мир
СМИ сообщили о временном закрытии дворца фестивалей в Каннах из-за угрозы взрыва
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Политика
Лавров указал на открытость РФ к диалогу по безопасности с Западом на равных
Общество
Актриса Наталия Кудрявцева умерла на 92-м году жизни
Происшествия
В Хабаровском крае обезьяна сбежала от хозяев и покусала местных жителей
Армия
Герой России Жарский назвал свои награды заслугой всего подразделения
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

Британия между Шотландией и Европой

Политолог Павел Святенков — о том, почему британский монарх жестче относится к украинским сепаратистам, чем к своим собственным
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Королева Елизавета II открыла два дня назад новую сессию британского парламента. Это первая сессия после неожиданной победы консерваторов на выборах в палату общин 7 мая. Имея абсолютное большинство и единолично контролируя правительство, премьер-министр Дэвид Кэмерон вынужден выполнять свои предвыборные обещания.

Тронную речь монарха готовит именно премьер-министр. Эта речь играет роль программы правительства. Открывая парламент, Елизавета II объявляет, каких целей будет придерживаться кабинет и какие законопроекты он намерен внести.

Внимание мировой общественности приковано к обещанию королевы назначить референдум по вопросу членства Британии в Европейском союзе. Ожидается, что референдум пройдет до конца 2017 года. Хотя в кулуарах обсуждается возможность его проведения в 2016 году.

Референдум — часть программы Партии независимости Соединенного королевства, взятой на вооружение консерваторами. В действительности тори не хотят покидать ЕС. Слишком много выгод дает Британии членство в этом влиятельном экономическом союзе. Однако они хотят выбить из европейских стран максимум уступок для старой доброй Англии. А потом на референдуме агитировать за сохранение членства в ЕС. Таков хитрый план.

Кэмерон намерен пересмотреть отношения с Европейским союзом, в частности, затруднить доступ мигрантов в британскую систему социального обеспечения. Он хочет дистанцироваться от ключевой идеи ЕС по созданию «тесного союза», означающей возникновение на базе ЕС «Соединенных Штатов Европы», о которых грезили на протяжении десятилетий ведущие европейские философы, включая нашего соотечественника Александра Кожева.

Однако хитрые идеи британского премьера вызывают неприятие среди государств-локомотивов Евросоюза — Франции и Германии. Последние грозятся начать тесную интеграцию 19 государств, входящих в зону евро, и оставить за бортом непослушных британцев, а заодно и прочих евроскептиков и фрондеров.

Такая интеграция не требует пересмотра основополагающих договоров ЕС. В то время как британцы требуют их пересмотра. Просто внутри ЕС возникнет сильное федеративное государство, состоящее из Франции, Германии, Италии, Испании и других членов зоны евро. Во всяком случае, таков план.

Таким образом, неправы скептики, говорящие об угрозе раскола ЕС.

Британия изначально вступила в Евросоюз, чтобы препятствовать слишком тесной европейской интеграции. ЕС ни в коем случае не должен был превратить в сверхдержаву, как о том мечтают немцы и французы. Поэтому если Британия дистанцируется от ЕС, это может усилить центростремительные тенденции в тех европейских странах, которые давно готовы к более тесным формам союза.

Парадоксальным образом, выступая на европейской сцене в качестве децентрализатора и евроскептика, британский премьер вынужден бороться с децентрализаторами и британоскептиками у себя дома.

Обещанный королевой законопроект о Шотландии предусматривает расширение полномочий шотландского парламента в области взимания налогов и распределения доходов. Шотландская национальная партия, которая на прошедших выборах получила более 50% голосов в своем регионе и контролирует 56 из 59 «шотландских» депутатских мандатов, требует более значимых уступок.

Из-за резкого расширения полномочий шотландского парламента стартует процесс, который мягко можно охарактеризовать как процесс федерализации, а жестко — как даже движение к распаду Соединенного Королевства.

В соответствии с принципом «английские голоса для английских законов», решения, касающиеся «Англии или Англии и Уэльса», могут быть приняты, только если будут одобрены большинством депутатов палаты общин от этих регионов. Так заявила королева.

Тем самым устраняется несправедливость — участие шотландских депутатов в английских делах. Ведь у шотландцев теперь есть собственный парламент.

Это решение является компромиссом, ведь многие предлагали создать отдельный парламент только для Англии. Пока этого не произойдет, но тенденция к обособлению Англии как отдельного самоуправляемого региона Британии («субъекта федерации») налицо.

Парадоксальным образом на британском уровне Шотландская национальная партия делает то же самое, что Кэмерон на общеевропейском: пытается ослабить и расшатать имеющийся союз. Что вызывает противодействие. На уровне ЕС — со стороны стран зоны евро, на уровне Британии — со стороны Англии и Уэльса.

Кроме шотландского парламента, дополнительные полномочия, хотя и в меньшем объеме, получат уэльский и северо-ирландский представительные органы.

На фоне «деволюции» Соединенного Королевства, то есть передачи полномочий на места, на фоне борьбы британского правительства за дезинтеграцию Европейского союза (ибо требование сделать для себя исключение из общеевропейских норм — это «шотландское» поведение, имеющее целью расшатать ЕС) особенно забавно смотрится борьба Британии за территориальное единство Украины.

Елизавета II обещала, что правительство продолжит давить на Россию в целях обеспечения территориальной целостности и суверенитета Украины. Британцы требуют восстановления украинского контроля над украинской частью российско-украинской границы, проведения выборов в Донецке и Луганске по украинским законам. И только после этого должен быть предоставлен особый статус «сепаратистским регионам» в соответствии с конституционной реформой.

Легко представить, что было бы, если бы британское правительство проводило «украинскую» политику в отношении собственных регионов. Лежащий в руинах Эдинбург, обстреливающие сами себя шотландские «ватники и колорады». Но британцы благоразумно предпочитают договариваться даже с Шотландской национальной партией, открыто требующей независимости Шотландии.

Поэтому Британия пока не познала ужасов гражданской войны. Может быть, путь переговоров, уступок и «деволюции» — это и есть тот «европейский шлях», которого так ищет Украина?

Представим, что Порошенко вынес бы на референдум вопрос о независимости Донецка и Луганска, предварительно даровав своим регионам широкую автономию с правом на русский язык, сбор налогов, собственное правительство. Такой референдум мог быть выигран точно так же, как референдум о независимости Шотландии (последняя всё же осталась в составе Соединенного Королевства).

Впрочем, британское правительство не рекомендует использовать британский опыт на Украине. Потому что ни русских, ни украинцев не жалко. 

Комментарии
Прямой эфир