Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Шойгу заслушал доклады в рамках совещания в штабе Объединенной группировки войск
Мир
Глава ВОЗ назвал возможную операцию Израиля в Рафахе гуманитарной катастрофой
Армия
Российские Су-34 нанесли удар авиабомбами ОФАБ-250 по опорному пункту ВСУ
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду и до +19 градусов в Москве 1 мая
Армия
На выставку военной техники на Поклонной горе привезли трофейный танк Abrams
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Общество
Путин 1 мая присвоил ряду граждан звания Героев Труда
Происшествия
Семерых мигрантов выдворили за пределы РФ по итогам рейда в Мариуполе
Мир
В конгрессе заявили об отказе ряда поставщиков работать с США по помощи ВСУ
Армия
Снайперы из Бурятии ликвидировали группу пехоты ВСУ и сорвали их ротацию у Часова Яра
Мир
СМИ сообщили о задержании около 100 студентов на пропалестинской акции в Нью-Йорке
Мир
В Колумбии обнаружили пропажу со складов более 1 млн патронов и других боеприпасов
Политика
Захарова возмутилась намерением ЕС передать Киеву украинцев-призывников
Мир
ЦАХАЛ расследует гибель двух военных в результате дружественного огня в Газе
Мир
Сенат США одобрил запрет импорта урана из России
Армия
Расчеты гаубиц Д-20 уничтожили блиндажи украинских боевиков в приграничном районе
Происшествия
Три полувагона с углем сошли с рельсов в Улан-Удэ

ЭкоФест «Пыльный мешок-2015»

Историк и журналист Илья Смирнов — о старых и новых подходах «новой экологической политики»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Не хотелось бы использовать выражения из сталинского политического лексикона. Впрочем, слово «вредитель» испокон веку употреблялось биологами и агрономами помимо всякого Сталина. Мы называем саранчу и короеда вредителями зеленых насаждений.

А как прикажете именовать существо, которое вылезло с газонокосилкой на московские просторы 8 мая, чтобы под праздник уничтожить молодую травку, с трудом пробившуюся к солнцу на обочине магистрали, и первые весенние цветы?

После праздников стригучий лишай с лязгом пополз по Москве. В том числе ручные косилки (триммеры), по требованию жителей как бы запрещенные.

Кто приезжает в столицу после долгого отсутствия, признаёт, что город изменился: стало больше порядка и чистоты. Но вскоре возникает недоумение: почему при видимом благоустройстве в воздухе так много пыли и вони? Белая табуретка, будучи выставлена на балкон, — и не на Садовом кольце, а в спальном районе — быстро становится серой. Потом покрывается трудно отмываемым налетом вроде копоти. Всё то же самое оседает в легких у наших детей. Геннадий Онищенко недавно посоветовал при потеплении просто уезжать вон из Москвы.

Вроде бы в столице провели успешную деиндустриализацию. Откуда же в ее атмосфере такой коктейль?

Ответ довольно прост. Растения не только обеспечивают нас кислородом, но и очищают воздух от пыли, в том числе мелкодисперсной — ядовитой и канцерогенной, и образуют своего рода естественный кондиционер. Вся это полезная (а в жару — спасительная) работа прямо пропорциональна площади живого листа.

Чем она в сумме больше, тем воздух чище. И наоборот.

На сайте «Русская идея» можно найти две подборки фотографий.

На одной нормальный русский город. Его озеленение — естественное, не требует ни ежемесячных миллионов из бюджета, ни массового завоза рабсилы из Средней Азии. Примерно так выглядела когда-то моя родная Москва.

Другая подборка — виды креативного «благоустройства», ровные как американское кладбище и такие же безжизненные. Под этот формат подводят даже парки: как можно больше плитки и «павильонов». Хотели бы, наверное, и небо закатать под плитку, да руки коротки.

Два принципиально разных подхода к организации окружающего человека пространства. Две экологические политики.

Прошлой осенью под давлением граждан и СМИ, в том числе «Известий», из-под деревьев перестали сгребать опавшую листву: для почвы и всего, что на ней могло бы расти, процедура губительная. Ура? Как бы не так. Листву подчистую выгребли весной, когда дорогие избиратели отвлеклись. То есть хоть и с опозданием на полгода, но цели достигнуты.

Почву подсушили, чтобы легче превращалась в пыль, Подмосковье осчастливили лишним мусором в черных мешках, деньги потратили, гастарбайтерам обеспечили фронт бессмысленных «работ».

Ни по ошибке, ни по невежеству подобное не делается.

Нельзя случайно так спланировать пешеходные зоны в центре, чтобы там не было ни одного живого дерева. Если, конечно, не считать таковыми сувениры в кадках, а также пластмассовые муляжи, которые коммерсанты выносят на тротуар перед входом в свои заведения.

В результате, как только летняя температура приближается к 30 градусам, центр города становится похож на каменную духовку, где запекли пыльный мешок из-под строительного мусора. Впрочем, если станет совсем плохо, в метро вам дадут бесплатную воду. А может быть, просто не доводить до такого? Сэкономить и на воде, и на ландшафтном дизайне, от которого обычная летняя жара оборачивается стихийным бедствием?

Для решения подобных элементарных вопросов в городе предусмотрено целое ведомство: департамент природопользования и охраны окружающей среды, который «обладает правами специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, охраны атмосферного воздуха... Руководитель департамента — Кульбачевский Антон Олегович».

Чем же почтенная организация занимается? Всем тем, о чем шла речь выше. Окормляет и обосновывает эту «новую экологическую политику». А потом на радостях — ах, как вольно дышалось в Москве в июле 2014 года! — проводит то «экологический квест», то «открытие нового Экоцентра», то «ВузЭкоФест-2015» — «круглые столы, мастер-классы по здоровому питанию, фримаркеты и буккроссинги».

Интересно, какие достижения предъявляют публике на этих фрикроссингах? То, что при надлежащем благоустройстве золотая осень с массовым листопадом может наступить в июле?

Не будучи праздным злопыхателем, я, конечно, должен упомянуть и более полезные дела. Этой весной посадили много кустов. Спасибо дорогому департаменту. Потом — две недели сухой погоды. Как вы думаете, посадки кто-нибудь поливал? Сердобольные жители ближайших домов. Из пластиковых бутылок.

Причем забывчивость у «новых экологических политиков» избирательная. Они не забудут лишний раз побрить васильки и ромашки или обрезать раскидистый куст так, чтобы он превратился в несколько пеньков. Потом специалисты отмечают удивительное явление: в 1960–1970-х годах «приживаемость при озеленительных работах была 96–98%. Теперь 10–15% — это уже хорошо считается».

А может быть, совсем не хорошо? И пора принять давно назревшие и перезревшие решения, в том числе кадровые, как по департаменту культуры. Развернуть экологическую политику от «креативной урбанистики» в сторону науки, здравого смысла и бюджетной экономии. Причем сделать это, не дожидаясь летней жары. Тем более — повторения убийственной (11 тыс. жизней) засухи 2010 года.

Комментарии
Прямой эфир