Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди с грозой в Москве 26 апреля
Наука и техника
Космонавты Кононенко и Чуб закончили первый в 2024 году выход в открытый космос
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США руками Зеленского
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Экономика
Количество фейковых приложений банков выросло на четверть

ЦБ сможет лишить лицензии Fitch, Moody's и S&P за неправильный рейтинг

Сенаторы предлагают ужесточить надзор за присвоением рейтингов в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению
0
ЦБ сможет лишить лицензии Fitch, Moody's и S&P за неправильный рейтинг
Фото: Александр Шалгин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По информации «Известий», Центробанк может получить широкий круг полномочий по надзору за деятельностью в России рейтинговых агентств и собственно за процедурой присвоения кредитного рейтинга. В частности, ЦБ сможет лишать лицензии рейтинговые агентства, которые нарушили методологии присвоения рейтингов. Также агентства будут обязаны согласовывать свои методологии с ЦБ. На этом настаивает Совет Федерации в рамках рассмотрения Госдумой законопроекта «О деятельности рейтинговых агентств», следует из письменной позиции сенаторов, направленной в комитет Думы по финансовому рынку.

Законопроект «О деятельности рейтинговых агентств» (авторами значится группа депутатов) внесен в Госдуму в феврале 2015 года на фоне действий «большой тройки» рейтинговых агентств — Fitch, Moody's и Standard & Poor's. В начале года эти агентства резко понизили суверенные рейтинги России, причем два последних — до «мусорного» уровня («ВВ+»). Такое поведение российские власти расценили как необоснованное и политически ангажированное. По этой причине чиновники уже неоднократно ранее предлагали перестать ориентироваться на действия «большой тройки», а законопроект призван снизить зависимость финсистемы России от политически мотивированных действий международных агентств. К тому же рейтинговые агентства сейчас фактически остаются «вне системы обособленного регулирования, контроля и надзора», отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Отдельного закона, регулирующего деятельность рейтинговых агентств, в настоящее время не существует. Законопроект устанавливает основные понятия и условия рейтинговой деятельности — в частности, порядок аккредитации Центробанком. Аккредитовываться необязательно, но только аккредитованные агентства смогут присваивать рейтинги в регуляторных целях, то есть в случаях отсылок на кредитные рейтинги в законодательстве РФ. Например, рейтинги юридически важны при инвестировании временно свободных средств госкорпораций и федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, пенсионных накоплений, собственных средств, резервов страховых организаций и пр. При этом, согласно законопроекту, аккредитованные агентства не вправе будут отказываться от присвоения кредитных рейтингов и отзывать уже присвоенные в связи с решениями органов власти иностранных государств.

ЦБ является регулятором рынка рейтинговых услуг с сентября 2013 года, до этого аккредитацией занимался Минфин. Но такая аккредитация, как указывали ранее в ЦБ, не является достаточным условием использования рейтингов в регуляторных целях. Еще Минфином аккредитовано 9 компаний: Moody's Interfax, прямые филиалы Moody's, Fitch и S&P, Национальное рейтинговое агентство, АК&М, «Рус-Рейтинг», два юрлица «Эксперт РА».

В Совете Федерации, представившем свою позицию по поводу законопроекта (принят в первом чтении на этой неделе), указали на мягкость текущей версии документа и необходимость его существенной доработки. В частности, как рассказал «Известиям» сенатор Николай Журавлев, предлагается предоставить ЦБ право отзывать аккредитацию рейтинговых агентств в случае неоднократного нарушения методологии.

С методологией расчета рейтингов связано другое предложение Совета Федерации. Текущей версией проекта предусмотрена необходимость рейтинговых агентств лишь направлять методологию в ЦБ, а не согласовывать. Поэтому сенаторы предлагают предусмотреть в документе процедуру согласования агентством своей методологии.

Кроме того, в ходе доработки законопроекта ко второму чтению оказание господдержки планируется привязать к национальной шкале. Сейчас законопроектом предусмотрено право аккредитованных агентств применять как международную, так и национальную рейтинговую шкалу.

Гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков указал, что рынок давно нуждается в таком законе.

— Новый документ поможет упорядочить работу агентств, выстроить полноценную систему аккредитации, основанную на принципах европейского регулятора ESMA. Требования, заложенные в законопроекте к деятельности рейтинговых агентств на территории России, сформированы с целью создания высоких стандартов деятельности всех агентств, работающих в стране, — указал Четвериков.

— О том, что рынок рейтинговых услуг нуждается в регулировании, мы говорим уже давно, — отметил председатель совета директоров рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Александр Зайцев. — Отсутствие регулирования у отрасли, которая напрямую связана с привлечением финансирования, оказанием господдержки, распределением свободных средств госкорпораций, несет в себе риски и дисбалансы для всей финансовой системы страны.

Зайцев также отметил, что и текущая версия проекта закона дает ЦБ право применять санкции к недобросовестным игрокам — штрафовать агентства, а также приостанавливать и отзывать их аккредитацию. Более конкретные процедуры, предполагает эксперт, будут определяться внутренними документами и регламентами ЦБ. Распределение средств господдержки на внутреннем рынке, по его мнению, не должно зависеть от «потолка» суверенного рейтинга государства, присваиваемого по международной шкале. Но использование рейтингов в рамках программ оказания господдержки должно прописываться в законах и инструкциях, которые регламентируют порядок предоставления господдержки, а не в законе, который прописывает общие правила для рынка рейтинговых услуг. Предусмотреть все случаи использования рейтингов в рамках одного федерального закона невозможно, добавил Зайцев.

Представители московских отделений Fitch, Moody's, S&P не смогли оперативно ответить на вопросы «Известий».

Как отметил юрист группы компаний vvCube Иван Матяш, в итоге есть риск того, что чрезмерное закручивание гаек в разработке законопроекта может привести к полному контролю за деятельностью рейтинговых агентств и снижению их объективности.

Партнер компании «Корпоративное право и финансовый менеджмент» Михаил Жолудев, впрочем, считает, что предложения Совета Федерации по повышенному контролю за рынком оправданны. По словам эксперта, в США расследование причин банкротства инвестиционных компаний, банков и ипотечных агентств (например, Fannie Mae, Freddie Mac) показало, что рейтинги не всегда соответствовали действительности и вводили инвесторов в заблуждение, значительно переоценивая возможности этих структур и качество их активов.

Комментарии
Прямой эфир