Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Банки обязали следить за оборонными предприятиями

Росфинмониторинг ужесточил надзор за предприятиями, выполняющими гособоронзаказ
0
Банки обязали следить за оборонными предприятиями
Фото: Александр Шалгин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Росфинмониторинг обязал банки отчитываться об операциях с ценными бумагами (акциями, облигациями) предприятий, выполняющих гособоронзаказ. Речь идет о сделках с собственными бумагами, в том числе размещении, а также об операциях с бумагами третьих лиц. Об этом говорится в письме начальника юридического управления Росфинмониторинга Германа Негляда, направленном в коммерческие банки (есть у «Известий»).

Письмо разъясняет банкам, как применять принятые в декабре 2014 года поправки в антиотмывочный закон (115-ФЗ), которые расширили функционал ведомства Юрия Чиханчина. Оно получило право отслеживать операции, связанные с гособоронзаказом (ГОЗ), а именно операции по внесению средств по госконтрактам на депозитные счета банков, их снятию, а также о приобретении/продаже ценных бумаг. Негляд в письме, разосланном банкам, указывает, что Росфинмониторинг также должен получать от банков информацию о сделках по размещению предприятиями ГОЗа своих (то есть эмитированных ими) бумаг акций/облигаций. По 115-ФЗ под контроль Росфинмониторинга подпадают все операции таких компаний на сумму от 50 млн рублей (или эквивалент в валюте).

Росфинмониторинг ужесточает контроль, в частности, во исполнение поручения президента Владимира Путина о разработке и внедрении системы контроля за использованием средств при выполнении гособоронзаказа. Ответственными по поручению от начала декабря кроме Росфинмониторинга значатся также Центробанк и Минобороны. Сам Росфинмониторинг приводит печальные цифры по этой теме: Чиханчин сообщил президенту, что «из более чем 500 госконтрактов [в том числе ГОЗ] примерно треть связана с офшорами, соучредители которых находятся за рубежом». Чиханчин также сообщил, что Росфинмониторинг работает над выстраиванием механизма, запрещающего подобные нарушения.

Теперь банки обязаны сообщать в Росфинмониторинг, если увидят, что платеж по ГОЗ по какой-то причине ушел «в сторону», а не по целевому назначению. Последнее банки смогут контролировать, так как головные предприятия ГОЗа обязаны предоставлять банкам всю схему кооперации сделок по госконтрактам — то есть банки и Росфинмониторинг, как предполагается, будут контролировать всю цепочку платежей. Более того, ведомство намерено получить право блокировать дальнейшие платежи соисполнителям по ГОЗу, если вскроется факт растраты.

Согласно письму Негляда, Росфинмониторинг, в частности, волнуют незаконные финансовые схемы с ценными бумагами. По информации Центробанка, озвученной в конце 2014 года, наиболее распространенная схема с ценными бумагами подразумевает операции, в рамках которых российские компании вдруг решают инвестировать большой объем средств в иностранные ценные бумаги, учет прав на которые ведется в иностранных, обычно европейских, депозитариях. По словам банкиров, у ЦБ и правоохранительных органов есть основания полагать, что реальной покупки бумаг зачастую нет. А средства, якобы затраченные на покупку евробумаг, оседают у организаторов и участников схемы. По последним данным ЦБ, объем таких незаконных операций в квартал — 10 млрд рублей. Общий объем незаконных финансовых операций, как свидетельствует статистика ЦБ, в 2013 году достигал 1,5 трлн рублей. За 2014 год по этому поводу регулятор еще не отчитался; по ощущениям банкиров, отвечающих за направление финмониторинга в крупных банках, этот показатель снизился на треть.

Предприятия ГОЗа могут открывать счета во всех банках с капиталом от 5 млрд рублей (согласно постановлению правительства от 8 октября 2014 года). Это 120 банков из почти восьми сотен, действующих в России. Традиционно обслуживают ГОЗ Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Фондсервисбанк, Новикомбанк. В эти банках считают комментарии по теме преждевременными.

В пресс-службе Росфинмониторинга «Известиям» заявили, что сектор ценных бумаг вообще является высокорискованным, однако какую-либо конкретику по ГОЗу ведомство предоставить отказалось, тем более раскрывать суть и примеры схем. Как пояснил источник, близкий к Росфинмониторингу, нюансы незаконных схем с ценными бумагами сейчас озвучить сложно — поскольку такие схемы появились в конце прошлого года, и в настоящее время финразведка и ЦБ занимаются их анализом. Собеседник указал, что главная цель борьбы с подобным мошенничеством — не допустить нецелевого расходования средств ГОЗа. Он отметил, что в конечном итоге эти деньги попадают в офшоры, но на каком этапе возникает офшор, пока сложно зафиксировать. По словам источника, деньги могут сначала прогоняться по озвученной ЦБ схеме, потом крутиться в разных юрисдикциях, оседать в разных банках и в конечном счете дойти до офшора фактически очищенными.

— Учитывая экономическую ситуацию в стране, вполне естественно, что правительство будет использовать самые различные методы усиления контроля за выделяемыми им денежными средствами, — считает партнер Amond & Smith Ltd Сергей Назаркин. — В свете этого расширение полномочий Росфинмониторинга является одним из шагов по направлению к этой цели. Идущие параллельно такие мероприятия, как деофшоризация и принятие законопроекта о контролируемых иностранных компаниях, также являются одними из звеньев этой цепи. Связано это с тем, что для вывода средств, полученных преступным путем, злоумышленники могут использовать офшорные компании, полагая, что им удастся выйти сухими из воды в силу достаточного уровня анонимности таких компаний, в том числе отсутствия необходимости раскрывать директоров и владельцев компаний и сдавать финансовую отчетность.

По мнению начальника службы финансового мониторинга Бинбанка Дины Багатовой,  контролировать целевое расходование бюджетных средств ГОЗа — уж никак не задача банка, усиление контроля за операциями в рамках госконтрактов — мера очевидная.

— Это дополнительная головная боль, так как подобные расчеты проходят на весьма значительные суммы и банк должен располагать документами, являющимися основанием для их совершения. И часто при запросе таких документов приходится сталкиваться с нежеланием клиента их предоставлять. Снова приходится говорить о контрольных функциях, не свойственных банку, — сетует собеседница.

Ведущий эксперт по банковским рейтингам «Эксперт РА» Владимир Тетерин указывает, что для эффективной и последовательной реализации антикоррупционных мер в сфере ГОЗа необходимо добиться полного исключения офшорных компаний из контрагентов.

— В нынешних условиях их участие в цепочках поставщиков заметно затруднит мониторинг финансовых потоков и создаст риск роста претензий со стороны регулирующих органов к банкам, проводящим расчеты по госзаказам, — отмечает Тетерин. — Кроме того, важно отладить механизмы, которые помогут минимизировать прецеденты необоснованного завышения цен при выполнении ГОЗа, а также ужесточить личную ответственность за хищение бюджетных средств в этой сфере. Сработает только комплексная реализация этих мер.

Сейчас в России действует госпрограмма вооружения на 2011–2020 годы. Так, в начале планового периода гособоронзаказ исполнялся на 82–84%, а годом ранее (в 2010-м) армия недополучила около трети обещанного предприятиями вооружения и военной техники. По мнению аналитиков, к многочисленным срывам ГОЗа тех лет привело отсутствие консенсуса между оборонно-промышленным комплексом и госзаказчиком, Минобороны, по ряду параметров. Бывший министр обороны Анатолий Сердюков активно понижал «ценник» военной продукции, что привело к тому, что важные и ожидаемые контракты не заключались или срывались. В 2012 году Анатолия Сердюкова сменил Сергей Шойгу, а курирующий «оборонку» вице-премьер Дмитрий Рогозин был назначен председателем Военно-промышленной комиссии при правительстве России [с сентября 2014 года ее возглавляет лично Владимир Путин]. Это реанимировало зашедший в тупик диалог между промышленностью и госзаказчиком. В 2013 году был принят новый закон о гособоронзаказе, урегулировавший ряд разногласий между министерством и ОПК. В частности, он допускает компенсацию непредвиденных расходов, которые зачастую появлялись в долгосрочных проектах, растянутых на 5–7 лет. В 2014 году ГОЗ выполнен приблизительно на 95%, заявлял в декабре в интервью «Известиям» замминистра обороны Юрий Борисов.

Тем не менее сегодня в ОПК остается еще одна проблема — проволочки с перечислением средств головными предприятиями исполнителям.

— По инициативе Минобороны было осуществлено довольно массированное авансирование гособоронзаказа, по моей информации, речь шла о сумме более 1 трлн рублей, — рассказывает первый зампредседателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. — По результатам проверки, проведенной компетентными органами, выяснилось, что практически половина данной суммы находилась без движения на счетах головных предприятий, выпускающих финальную продукцию.

Три основных звена предприятий ОПК — производители элементной базы; «прибористы», которые выпускают приборы и агрегаты; финалисты, которые выпускают непосредственно самолеты, подводные лодки, танки и пр.

— Когда финалисты получают финансирование, они должны широким веером распределить данные средства по «комплектаторщикам» второго, третьего, четвертого уровней, — поясняет Гутенев. — Иногда из-за разгильдяйства эти деньги оперативно не переводятся. А иногда в этом есть корыстный интерес предприятий и акционеров, которые размещают средства на депозитах.

Гутенев уверен, что повышенный контроль — действенная мера по повышению эффективности использования бюджетных средств. При этом политик поставил под большое сомнение возможность вывода в офшоры бюджетных средств по ГОЗу, однако допустил вероятность вывода туда части прибыли, что также считает недопустимым.

В госкорпорации «Ростех», в которую входит более 200 предприятий, занятых в выполнении ГОЗа, «Известиям» сообщили, что всячески поддерживают инициативы, направленные на повышение прозрачности сделок в отрасли ОПК. При этом в компании озабочены расширением круга лиц, которые будут иметь доступ к финансовым деталям ГОЗа.

— Мы сами постоянно работаем над выявлением и пресечением незаконных сделок с объектами военной инфраструктуры, — заявили в «Ростехе» (в 2013 году госкорпорация поставила Минобороны оборонной продукции на 274 млрд рублей). — К примеру, в 2013 году корпорацией проведены 56 проверок и 43 ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций. Вместе с тем стоит отметить, что отрасль ОПК является крайне чувствительной и несанкционированное раскрытие информации, в том числе касающейся финансовой деятельности, может иметь значительные последствия для национальной безопасности.

Комментарии
Прямой эфир